Отзыв написан: 30 июня 2014 г.
Заметки о поездке на Кубу:

19.04.2014  такси (900 рублей из Тушино) в аэропорт «Шереметьево», терминал D, регистрация на рейс 0150» Москва-Гавана». Время отправления в 14-10, без задержек вылетели. В пути 12ч 15мин, полет прошел хорошо. 2 раза кормили, в течение  полета – прохладительные напитки (соки, чай, кофе, вода). Полет прошел на оценку  «отлично», не утомительно.
Прилетели в Гавану, аэропорт Хосе Марти, терминал 3 – в  18:45 , 19.04.2014
Взяли такси за 30 CUC(конвертируемое песо)  или 25 Евро за 25-30 минут доехали до своего отеля «Tulipan»2*,который находится в 5 минутах езды от Площади революции или 15 минут пешком.
Заселение в отель прошло быстро. В отеле много туристов, суета. Кто то бегает по этажам, на ресепшене постоянно «тусит» народ. Обменяли евро на «куки»
В этом отеле нам предстояло провести 3 ночи (завтрак включен). Зашли номер, площадь номера не менее 15-18 кв.м., 2 кровати, которые мы сразу соединили, уборка пола – на «2+» – много пыли и всякого иного мусора (волос и пр.)
Мебель вся старая в  потертом состоянии:
–кровати с трещащими матрасами,
- стол под ТВ (ножки все «разъехались», того и гляди что рухнет) на столе стоит ТВ-огромный такой с ЭЛТ как в старые времена, но цветной.
-кресло-стул старое 2 шт.
В прихожей-встроенная полка для верхней одежды с плечиками. Одна урна под мусор на весь номер.
Туалет и душ совмещен, вся сантехника в убитом состоянии, все течет. Унитаз плохо смывает. Из принадлежностей-2 мыла, маленьких и туалетная бумага-1 рулон. Фена-нет. Вешалок для одежды в туалете - нет. Дверь в туалет – лист  металла, который плохо закрывается т.к. трется о пол, трещит….
Кондиционер включали тогда когда выходили из номера на прогулку т.к его гул-как истребитель на взлете, очень шумно. Окна номера выходили на улицу-было шумно, в 4:00  ночи как водители греют свои автобусы и прочая перепалка – разговоры между людьми внизу отеля (площадка перед отелем, козырек входа в отель), ночью гремела музыка то ли в отеле то ли где то рядом.
Легли спать т.к устали от перелета.
20.04.14 Завтрак: есть нечего. Сосиски куски порезанные – выдает специальный человек по 2-3 штучки на 1 тарелку, есть невозможно, такое впечатление что их варили 2 дня, «резиновые». Яйца вареные, омлет, хлеб и всякие разные булочки-не возможно есть, черствые. Кофе-как «кофейный напиток»  в 80-е годы прошлого века, масло-не масло а маргарин-есть невозможно. Фрукты: арбуз, порезанный на дольки и ананас-единственное что можно есть без риска. При предъявлении –ключа от номера –выдали под запись 2 бут воды(по 0,33л) на 2 чел.

В основном народ, который питался в этой «столовке» - обслуживающий персонал гостиницы, сезонные рабочие, водители туристических автобусов и прочие постояльцы данного отеля.
После такого «плотного» завтрака собрались на прогулку в Центр города. Взяли такси за 10 CUC минут через 15 доехали в Центр города (к Капитолию), там сразу пересели на экскурсионный автобус. Который ходит по всей Гаване по туристическим местам по кругу(5 CUC  на 1 чел) покатались на нем 1,5 часа, потом вышли там же где и сели (на Капитолии). Стали гулять самостоятельно. Колорит старых американских авто и куча таксистов пасутся на площади перед Капитолием. Предлагают свои услуги в части поездок на 1 час по Гаване(15-20 CUC), также повозки с лошадями -  как «такси» возят туристов.
В Капитолий попасть не удалось т.к. он на реконструкции, за забором строительным вот уже как 3 года, работы не ведутся. Туалетов нет, мусорных корзин тоже не наблюдается. Запах мочи устойчивый.
Побродили, посмотрели. Разруха как после бомбежки и пошли из Центра в свой отель пешком. Прошли по центральной улице - впечатления не самые радужные. Все в полуразрушенном состоянии, много праздно шатающихся людей стоят на улицах-перед своим жилищем - «клетушках» без окон и двери-на «распашку».
Пытались найти туристическое аг-во что бы купить куда нить  поездку на 1 день вне Гаваны (за город)..бродили долго, в итоге около площади революции-зашли на киностудию-там нам администратор любезно сообщил имена гостиниц. Где возможно есть туристические аг-ва, в итоге после долгих путешествий около своего р-на пошли чуть в сторону и  набрели на отель «Havana Libre» ,где и купили тур на пол дня (с 7:30 до 15:00 ) на 21.04 в провинцию Пинар Дель Рио (западная провинция Кубы), гид-водитель Роман-кубинец(лет так 50-52) , который учился в СССР, но уже 20 лет возит туристов по всей Кубе, идейный борец за свою страну.
Отобедали в ресторане этого отеля, понравилось.
Взяли местный «тук-тук» - похожий на букашку желтый такой 2-х местный  тарантас на мотоциклетной тяге, но проезд дешевле чем на авто в 2 раза.
Приехали в отель – легли спать т.к. рано вставать.
21.04.2014 Встали на завтрак в 6:30 уже были у ворот столовки, а там очередь уже образовалась из страждующих, вошли покушали чем Бог послал(было «все», кроме красной икры).После завтрака в номер переоделись и спустились в холл отеля, где нас уже и ждал наш гид-водитель Роман. Выехали по автобану за пределы Гаваны в сторону Запада. Через 1,5 часа прибыли в место дислокации-ботанический сад(создавался на частные деньги, вложено порядка 3 мил. Долларов США), где с удовольствием  побродили по этому саду в сопровождении местного экскурсовода (на анг. языке). После экскурсии оставили 1  CUC(типа так положено..).
Плата:  Вход в сад-6 CUC(на 2 чел.) + 1 CUC за фотосьемку. Много растений и деревьев, помещение для орхидей. Везде чисто, нам понравилось. Потом  пошли на водопад-это место примерно  в 100м от ботанического  сада.
Водопад-конечно громкое название, но тем не менее вода падает на камни с высоты в 25м, в целом романтично и его можно посетить, до самого водопада идти от дороги через вход на водопад-минут 5-7 т.к дорожка постоянно виляет как серпантин и не огорожена перилами. Вход на водопад-3 CUC /1 чел., чек не выдали.
Фотографировались минут 25-35.Я купался, холодно но бодрит.
В 13:00 выдвинулись в обратный путь - в Гавану. Расспрашивали Романа о Кубе и всех аспектах народа, экономики и прочих важных бытовых моментов.
Обратно двигались в гористо холмистой местности, дорога пустая. Заехали в типичную избу крестьянина - где обедают тур группы, чистенькое такое местечко с павлином, с отличными видами на реку и горы. Далее посетили  коллективную общину крестьян-лесорубов, в очень живописном месте со своим прудом и укладом жизни. Фотосессия.
В Гавану прибыли примерно в 14:15.Роман на высадил в Центре города (т.к хотели пообедать где-то) , ресторан напротив отеля «Телеграфо» с террасой на крыше здания. Отобедали, цены-дорогие на все меню, но мы взяли немного и не такого дорогого (гриль морских продуктов не брали, от 20 CUC за блюдо)  и десерт(кофе и пирожное).
В целом покушали на 40 CUC . расплатились, вышли из ресторана.
Прошли рядом к бару «Флоридита», где тусил Хэмингуэй, взяли коктейль. Слушали живую музыку, фотографировались и наслаждались отдыхом, потом прошли пешком по обшарпаной и многолюдной улице – к набережной. На обратном пути  купили в одном из фирменных магазинов-5 бут. рома по 0,35л.
Далее взяли «тук-тук»  у  Капитолия и поехали в отель.
Поменять деньги в отеле не удалось в течение 2-х дней, т.к не было на ресепшене денег (по объяснениям сотрудников отеля не привезли из банка, или сразу закончились т.к много постояльцев меняют).
22.04.2014 Завтрак, потом сборы. Далее вышли в холл отеля, заказали такси и поехали на автостанцию Виазул - для отьезда на Варадеро.
Подъехала Ваз-2106. На ней за 5 CUC доехали до автостанции за 7-10 минут, выгрузились из машины, прошли с чемоданами в здание автостанции.
Сдали в багаж-наш большой чемодан, поднялись на 2-й этаж на стойку регистрации, обменяли наш ваучер на 2 пары билетов(туда и обратно), ждем наш рейс.В 10:00 выехали с автостанции по направлению к Варадеро.
В пути 3 часа. Доехали быстро, хорошо, кондиционер в салоне автобуса работал отменно, с остановками по пути.
Приехали в Варадеро в 13:15. Выгрузились из автобуса. Взяли такси до отеля-5 CUC, в пути-3 минуты и мы приехали ко входу в наш супер отель Mar Del Sur 2*. Прошли с вещами к стойке ресепшна, предъявили наш ваучер. Долго искали номер нашей брони, но потом выдали ключи от нашего номера- корпус 18 , комната-204.
Прошли в номер в сопровождении сотрудника отеля, все хорошо.
Номер-относительно большой, с окном большим под потолком. 2-й этаж, кондиционер. Метраж номера-16-22 кв.м., шкаф для одежды-верхней с плечиками, сейф, ТВ. Столик круглый из искусственного  ротанга и 2 стула в том же стиле, 2 кровати вот и все наполнение номера. На нашем этаже: 4 номера , 2 торцевых от входа и 2 с балконами. Наш номер был торцевым-без балкона и конструкций (полок)  для сушения  одежды.
Фена в номере – нет. ТВ с электронно-лучевой трубкой , пульт ДУ. Кондиционер был, но его не включали.
Наш корпус-конструктивно и архитектурно – как в пионерском лагере времен СССР в 80-х годах прошлого века.
22.04-02.05.2014 Отдых на Варадеро
Территория нашего отеля: большая, большой бассейн, площадка для волейбола, баскетбола, площадка для шоу программ,2 бара - один у бассейна и один-лобио бар 24 ч около ресепшн. WI-Fi в отеле нет. Интернета тоже нет.
Интернет есть на пункте телекоммуникац компании Itesa(угол 30 ул. и 1  Ave),карта на 1 час  доступа в Интернет-6  CUC, везде очереди
Отель находится от пляжа 300-400м. 3-я улочка от пляжа. Идти до пляжа-3-5 минут.
Банки: есть на Варадеро, немного я насчитал поблизости всего 2 банка, работают с 9:00 и до 15:00, очередь двигается как когда, но операционист много времени тратит на пустые разговоры со своими коллегами или  «трепется» по телефону или с охранником, а клиенту приходится ждать, благо нас эта участь обошла стороной.Меняли в банке 2 раза деньги, успешно.
Главная улица на Варадеро - 1 Ave, вдоль нее расположены основные рестораны, а также сувенирные палатки (точки). Цены на сувениры в палатках-от 1 до 10 CUC.
Ресторан отеля: в ресторане отеля-нет салфеток, периодически есть сложности с кофейным аппаратом, кофе-не кофе, а кофейный напиток - можно пить только с молоком.
Посуда не всегда чистая, вилки - изогнуты. Фрукты всегда свежие, особенно ананас.
Питание: простое и однообразное (первые блюда-традиционный суп из фасоли черной и суп - из мелкой лапши и еще чего то; рис, рыба,макарошки, пюре, мясо-курица , говядина и свинина. Говядину - надо есть очень осторожно т.к ее рубят прямо с мелкими костями), в целом поесть можно кое-что. На десерт: мороженое 3-х видов и хлебобулочные изделия.
На завтрак: яичница на сковороде, можно также поджарить и бекон (есть в нарезке), а так все что описано свыше.
Около ресторана постоянно клубится семья кошек и их детей.
В целом отель для 2* вполне.
Пляж:
Муниципальный, лежаки - открывают в 9:00, бар на пляже-с 10:00.В баре только напитки, иногда гриль бутерброд. Но нет (дефицит) пластиковой тары для напитков. Туалета нет. Кабин для переодевания нет. Песок не  убирается, в нем много окурков, трубочек от коктейлей и металл банки, которые мы периодически убирали перед своим грибком и лежаками. Вид воды и ее краски - просто выше всех слов, завораживает.
По утрам (с 6 до 7:00 утра) вдоль берега проходит трактор типа «Беларусь» с прицепом в виде – «гребенки», бороздит пляж – собирает  водоросли и еще всякую грязь,  потом все это складирует около пальм вдали от пляжа.
На побережье есть брошенные, отели. Их только охраняют, деньги не вкладываются. В океане водится рыба - в т.ч. сардина, а также скаты. Также постоянно 2-3 на пляже пеликанов, которых можно покормить свежей рыбой.
Местные жители, которые приезжают на пятницу-воскресенье, бросают после себя мусор-металл банки, посуду пластик и  ничего не убирают. Ведут себя очень шумно, все кричат. Громко слушают музыку.
Проезд по Варадеро: автобус  билет на целый день - 5 CUC, такси - как договоришся,  но не менее 3-5 CUC поездка.
Аренда жилья на Варадеро: в среднем 30 CUC /1 сутки - комната, без питания.
Почта: нашли почтовое отделение, это такая палатка типа 2*3 м, работает с 8:30 до 17:30 , после 42 улицы и  до 44, где нам удалось отправить 4 открытки – за 6 !! CUC, что на наш взгляд очень дорого т.к в Тринидаде мы отправляли 2 открытки за 1,7 «кука», но проверить тарифы  невозможно, поэтому заплатили деньги и ушли.
Экскурсии от туристических фирм:Cubanacan, Cubatur, HavanaTur-вот основные туроператоры которые продают экскурсии с Варадеро, цены на экскурсии очень высокие и неоправданно, качество не внушает доверия т.к знакомые (2 чел-семья)ездили на 2 дня  в Гавану и окрестности(Пинал Дел Рио), выезд их был 1 мая. В итоге они более 8 часов провели в автобусе. Гавану видели 1,5 часа и то в отеле-ночевка, в итоге заплатили более 100Евро на 1 чел, за эту экскурсию, очень не довольны. Отдых этой семьи организовал «Пегас туристик» – через Cubanacan, менеджер из «Пегаса» вел себя навязчиво-Александр   ___________ , мы зашли по пути  просто в Кубанакан для получения информации об их экскурсиях-т.к офис их находится в 10 метрах от нашего отеля. Так вот, этот менеджер (Александр) стал нам что-то  предлагать, используя фразы о том, что только сейчас есть определенные туры и что надо только сегодня и сейчас купить.
Важно: на Варадеро нет российских туроператоров, все экскурсии только через местных туроператоров (как Кубанакан).
Менеджер в Кубанакане - на нас  особо не реагировал т.к был постоянно на телефоне, что говорит об  отношении этого аг-ва  к туристам, «никому ничего не надо».
Будьте готовы, что если вам в каком из вышеперечисленных агентствах, что то сегодня сказали, то завтра уже этой экскурсии или не будет-не набирается чудным образом группа или будет предложена совсем другая программа за большую цену.
Например, в « Cubatur» когда мы были там 26.04, сказали что есть экскурсия по программе -2 города за 1 день: Сиемфуерас-Тринидад за 76  CUC  на 1 чел, то уже придя снова в это аг-во 27.04 нам сказали, что есть экскурсия только в 3 города(Санта Клара-Сиемфуерас-Тринидад) за 93  CUC.В итоге все взвесив, мы решили сами себе все организовать т.е нанять такси и сьездить в эти замечательные города-Сиемфуерас и Тринидад. В итоге нашли такси за 180 CUC, чему убыли очень рады (т.к нам предлагали и за 200 CUC  и за 250  CUC с англоговорящим «водителем», одно название –водители такси не владеют англ языком), в итоге найдя такси по оптимальной цене мы решили поехать 29.04 по этим городам.
Кухня и рестораны:
были в 4-х разных ресторанах, качество хорошее, главное не взять то, что не знаешь или есть сомнение.
Что вызывает сомнение – разного рода филе рыбы, лучше брать – всю целиком рыбу. Или без сомнения: креветки, лобстер, курица, в среднем цены в ресторанах-лобстер большой 15 CUC+ мохито(включен)+рис+салат+еще типа сладкого картофеля  в «Идиллио грил &  Bar»(угол 31 стрит и 1  Ave). Очень приличный ресторанчик с хорошим видом на улицу и обслуживанием.
La Rampa- в целом неплохой ресторан, есть там официант со звучный именем Василио(Вася), но там лобстер очень маленький хотя и 2 шт подают на 1 блюдо, стоит все 14,85  CUC.Пиво-2 «кука» местное «Боканеро»-очень приличное пиво, «Кристал» - лучше не брать, пиво плохое(на мой вкус).

Еще заметки о том, где надо быть более внимательным и осмотрительным:
-в ресторане т.к. постоянно есть риск быть «обсчитанным» – если сам все не просмотриш, что в счет вписали;
-в магазине-смотреть стоимость товара-на его этикетке и всегда этот товар «пропиликивать» на кассе через сканер т.к.  могут сказать, что товар стоит 2,5 CUC, а на кассе окажется что он стоит 1.70 «кука», при этом вам не пробьют чек о покупке, соответственно деньги в карман;
-обмен валюты - получить чек о совершении операции,  деньги пересчитать;
-уметь торговаться: когда «ловиш» такси на улице, при покупке сувениров и пр;
-не покупать экскурсии у туроператоров т.к цена заоблачная и качество их организации на невысоком уровне. Лучше нанять такси и поехать самим куда надо и на то время, которое надо.
-всегда смотреть когда вам дают сдачу – металлическими монетами т.к 1 «песо» в местной валюте очень похож на конвертируемый песо(CUC)  по цвету(металл) и форме.

29.4.2014 поездка в Сиемфуерас-Тринидад
Завтрак в 6-40, отьезд из отеля в 8:00, такси приехало с опозданием на 10 минут, и водитель был не тот с кем мы договаривались (договор был с Исраелем), а приехал - Родольфо, его напарник- у них 1 машина на двоих. Родольфо приехал со своей женой-типа она знает англ. язык, в итоге она чуть лучше знала англ. язык чем ее муж(Родольфо - знал несколько слов и фраз)
В пути 3 часа и мы уже в Сиемфуерасе - осмотр центра этого чудного городка 40 минут, были на набережной, фотосессия  и в путь далее - в Тринидад, который находится в 80 км от Сиемфуераса. В пути 1 час и мы в Тринидаде (в 2014 году –этому городу исполняется 500 лет !).Купили там коробку для сигар маленькую за 4 «кука», Катюша очень торговалась с продавцом который никак не хотел уступать нам по цене(хотел 8 «куков»), а также рубашки(Катюше и мне).
Очень милая получилась экскурсия по этим городкам, особенно впечатлил Тринидад, которому в 2014 году исполнилось 500 лет, с его мощеными камнем улочкам, где очень чисто и много кафе и ресторанчиков. И много лавок по продаже одежды и аксессуаров из льна и хлопка (в т. «жатого»).
На заметку: цены на сувениры в 2-3 раза меньше чем на Варадеро, и хорошего качества.
По пути обследования городка мы отыскали отделение связи, где отправили открытки себе в Москву и родителям на Украину. А также обменяли валюту  в отеле по курсу 1.28 , т.к банк был закрыт (работает до 15:00)
Побродив по улочкам Тринидада до 16:00 мы уехали обратно на Варадеро.
Обратно путь занял 4 часа, по пути заехали на рынок –купили 1 манго-за 1  CUC, расстояние от Тринидада-до Варадеро: 260-280км. (при том, что дорога свободная и качество ее хорошее) и уже в 20:00 мы были в отеле, поужинали.
03.05.2014 утром встали около 6:40и сразу  на пляж. Потом завтрак. Сборы и на автовокзал Виазул, такси за 5  CUC , наш автобус должен быть  в 11:25  отправиться в Гавану, но была задержка и автобус  отправился в 12:10 в Гавану. В пути 3 часа. Потом на автостанции в Гаване взяли такси на 2 семьи (еще 1 пара-отец и дочь, у них самолет в Канкун (Мексика), а сами они из Южно-Сахалинска) за 20 CUC, что очень хорошо и доехали до аэропорта Хосе Марти (терминал 3), потом там тусовались до отправления нашего самолета на Москву который задержали примерно на 1 час. В кафе на 3-м этаже  только кофе и занюханный «гамбургер». Взяли только кофе.
Регистрация на рейс, оплата сбора в 25 CUC на 1 чел, далее на паспортный контроль и таможенный досмотр. Проход в зону ожидания посадки в самолет. «Дюти –фри» отвратительный, цены на сигары –«вертолетные», один(!) всего магазин с алкоголем и просто напитками, большие очереди, только 3 кассы. Отпускается все очень неспешно, следите за тем, что бы вас не обсчитали-требуйте чек и что бы весь товар – «пропиликивался» через сканер.
На заметку: самые лучшие цены на сигары и алкоголь-это в магазинчиках в зоне аэропорта, до момента регистрации на рейс и получения посадочного талона.
Советы всем:
Все что Вам надо в течение вашего отдыха надо  продумать и взять с собой т.к на Кубе вы этого просто не найдете(фен, носовые платки, душ-гель, шампунь, станки для бритья, аудио-видео расходные материалы-мини DV кассеты и тому подобное). И не забудьте взять с собой подушку под шею, а также запасные замки на ваш багаж и пленку для обмотки ваших чемоданов т.к всего этого в аэропортах Кубы вы не найдете.
В пути -11ч.15 мин и мы в Москве, обратно полет был немного затяжным.
04.05.2014    17.00 прилет, паспортный контроль. Получение багажа.
В Москве холодно(+8), ветер. Такси и мы уже в 19:00 были дома.
На Кубу с «1001 Тур»
Виктор Очагов
Россия, Новороссийск
5 ноябрь 2014 г.
Давно собираюсь на Кубу, да всё ни как не соберусь. Много интересного и полезного прочитал в рассказе автора. Мне эта информация очень пригодится. Спасибо автору.
На Кубу с «1001 Тур»
Акции и Горящие туры на Кубу: скидки до 30%
Варадеро, Гавана, Ольгин, Тринидад, Кайо-Коко
Сопровождение туриста на всех этапах отдыха!