Киев. Украина
Отзыв написан: 5 мая 2008 г.

Подготовка

Ангкор - город в джунглях. Столица древней кхмерской цивилизации, даже от картинок храмов которой захватывает дух. Этой мечте было уже больше 8 лет.. Совет семейного клуба путешественников (у меня все семейство уже заразилось этим зудом дороги) идею одобрил и послал меняЕ в Интернет.

Изначально собирались лететь в Тайланд, а Камбоджу уже оттуда (прямых рейсов нет совсем). Но чем больше я общалась с людьми, уже знакомыми с этим регионом, тем более склонялась к мысли объединить поездку в Камбоджу с Вьетнамом, а не с Тайландом. Интернет был перерыт неоднократно в поисках туроператора. Основы туров предлагаются очень похожие и у москвичей, и у наших киевских операторов. Но хотелось составить свой тур и при этом не очень «попасть» финансово: нас ехало четверо. На одном из сайтов я наткнулась на координаты фирмы вьетнамского оператора по въезному туризму в Сайгоне «DNF Vacation». Сравнений было много, но в результате я остановилась именно на них. А авиабилеты брала через нашего киевского туроператора «Воля Тур». Пыталась билеты (а/к «Вьетнамские авиалинии») взять в Москве за 900у.е., (Москва-Ханой-Москва), а наши мне предложили Киев-Москва-Ханой и обратно Сайгон-Москва-Киев за 960у.е. Супер! Особенно, если учесть, что этим мы избежали всю прелесть обратной дороги поездом из Москвы после 10-часового обратного перелета.

Как меня «пугали» многочисленные знакомые - и кхмерами, и войной, и бедностью и невозможностями приспособиться к пище - Ужасть целая! Да и сами мы, выезжая впервые без «прикрытия» украинским туроператором, заметно нервничали. Успокаивала уверенностью только Людмила - наша путеводная звездочка из сайгонского агенства. Но день выезда настал, и, помахав рукой любимому повороту на аэропорт на Бориспольской трассе, мы отчалили в Москву навстречу Вьетнамским авиалиниям.

Домодедово нас встретил туманом и кучей народа. Пройти регистрацию - целая проблема.. В очереди на «вход в Россию» мы провели полтора часа. С выходом из нее тоже сложности - разденут, разуют, обыщут и все это с серьезными такими лицами! Во Вьетнаме личный досмотр делают с помощью маленькой такой штучки, похожей на теннисную ракетку, причем к тебе практически не прикасаясь. Лично мне это понравилось больше. Вылетали из Москвы мы разоренными легким обедом, налитыми пивом и довольными: вот оно! Начинается! На маленьких экранах - картинка из кабины пилотов. Взлетка. Приготовились. Набираем скорость. Прерывистая полоса сливается в единое иЕтуман. Огромный синий самолет с лотосом на хвосте уходил в небо, как поезд - медленно, весомо. Я зажмурилась.. Впереди нас ждало лето!

День первый. Ханой

Ханой - столица нашей Родины. Я не удивилась бы этой фразе во Вьетнамских учебниках. Там столько всего похожего на СССР, только на их восточный манер. Плакаты с серпами и молотами, памятник Ленину, мавзолей (несравнимо, кстати, больше нашего), даже что-то типа памятника рабочему и колхознице, только с узкими глазами - прикольно! Прилетели мы утром. Навстречу выползающей из аэропорта толпе практически выбежал наш гид в Ханое - Тай. Как он нас там «вычислил» - не пойму до сих пор. Казалось, он радовался нам, как долгожданным родственникам. Да он и был нам в Ханое и мамой, и папой, и нянькой. Упоминая о нем, должна сказать, что Тай со своей постоянной улыбкой и искренним желанием влюбить нас во Вьетнам был все-таки исключением из общего впечатления о людях: вьетнамцы не улыбаются, не удивляются, они едут на миллионе мотоциклов по своим делам и смотрят вперед. Кажется, он наедет на тебя и задавит с тем же самым выражением лица, но нет - он в последний момент поворачивает руль, почти дотронувшись до тебя, и исчезает в толпе. Остается с тобой только это выражение лица, выражение, которое ничего как раз не выражает.

Мотоциклов и мопедов - море. Не покидает ощущение, что ты находишься в середине какого-то мото-шоу. Между мопедами крадутся немногочисленные машины. Как ни странно, дешевых машин практически нет: либо мопед, либо джип. Все едут с одной скоростью: В Ханое - до 30км/час, в ХоШиМине (Сайгоне) - чуть быстрее. Такая себе «ленивая река». Преимуществ у машин - никаких, да и правил дорожного движения маловато: каждый едет куда и как хочет, останавливаясь только на красный свет светофора, но едет медленно. Поэтому аварий почти нет. Переход дороги - удовольствие не для слабонервных, проезд же на мопеде поперек запруженной 4-х полосной дороги - явление обычное вполне.

Ханой - город уютный, как наверно все столицы, рядом с которыми есть экономические центры, гораздо крупнее их самих. Хотя Сайгон далеко не рядом, но Ханой все равно производит впечатление провинциального городка, не смотря на свой размер. Очень много воды - озер, водоемов. Совершенно оригинальное для нас строение домов. Фасады домов шириной в гараж и глубиной метров в 10-15, но высокие. Фасадики симпатичные - колонны маленькие, балкончики миниатюрные, цветы, а боковые части - даже не покрашены (хотя боковые части видно редко - все дома очень плотно стоят друг к другу). Впечатление, что они сложены из разноцветных детских кубиков. Очень интересно смотрится. Очень красивые пагоды, университет - все это смотрелось и пахло дымными палочками, как во сне. Мы то не спали к этому времени уже больше суток! В Ханое гостиница была единственной, которую я практически не запомнила, поскольку вырубилась, едва увидев подушку..

День второй. Бухта Халонг

Собственно говоря, именно ради посещения этого уникального места, охраняемого Юнеско, мы и летели на север Вьетнама в Ханой и добавили себе в программу еще один дополнительный перелет. Вся остальная программа была на юге, и можно было бы лететь Москва-Сайгон-Москва. И все эти сложности чуть не пошли «коту под хвост» из-за непредсказуемой случайности! По дороге из Ханоя в Халонг мимо рисовых полей, где только только начинают сажать рис (на машине дорога занимает около 3,5часов) мы попали в пробку из-за аварии на дороге: перевернулась машина, перевозящая кур. Время тикало, прогулка по бухте виртуально укорачивалась, а мне в голову стали заползать мысли, что мы можем вообще не успеть вернуться к вечернему самолету в Сайгон.. Но Боги смилостивились над нами и, простояв полтора часа, очередь тронулась. Фуры и автобусы протискивались впритирочку друг к другу. Водители выруливали по миллиметрам, практически сидя на окне, но - выражение лиц не менялось иЕ вьетнамского «мата» мы так и не услышалиЕ..
Полчаса от места «вынужденной стоянки» - и мы в порту. По аналогии с дайвингом в Египте и прогулками в Турции мы думали, что будем стоять в очереди и ждать распределения по катерам. Народу в порту действительно было много. Но через 5 минут после выхода из машины наш катер уже отплывал от причала. На борту двухэтажной деревянной яхточки, кроме нас и команды Е мы никого не обнаружили!

Хотелось танцевать - свой катер!!!! Даешь индивидуальный туризм! УРРРА!
Красоту бухты Халонг объяснить словами наверно невозможно. Более 2-х тысяч островов причудливых форм возвышаются скалами из воды, подмигивая тебе, и теряясь в дымке над серебристой водой. На одном из больших островов бухты мы поднялись карстовую пещеру под названием «Пещера небесного императора». Это зрелище многого стоит: огромная высоченная пещера, камень, застывший, как цветное кружево (подсветка в пещере специально сделана разноцветной). Людей немного, и они теряются в пространстве. Фотографировать тяжело - света мало, нужна длинная выдержка и не дышать. А дыхание как замерло на входе, так и не слушается, сбивается.. Очень красиво!

Выйдя из пещеры на свет Божий, попадаешь в джунгли острова и по узенькой деревянной лестничке спускаешься к яхте, жуя сахарный тростник: удивительно сочная вещь, правда очень уж сладкая - прямо сахарный сироп.
Дальше был обед на яхте из всяческих морепродуктов. Все очень вкусно, разнообразно и много, но в тарелку смотрел только нос, т.к. один глаз не отрывался от красоты бухты, а вторым мы пытались разглядывать местный жемчугЕ Купили однако! При этом наш Тай с палубы все время звал сфотографировать очередную причудливую композицию, а я с бутылкой французького бордо все порывалась станцевать какой-нибудь шаманський танец от счастья, что все это происходит со мной.
Обратно в аэропорт мы неслись как угорелые (если это слово применимо к вьетнамским водителям). Это был только третий перелет в путешествии: третий - за три дня. Мы летели на юг, в город всем известный под названием Сайгон (сегодня он называется ХоШиМин)

День третий. ХоШиМин

Сайгон - огромный город на самом деле, но на «индустриальные гиганты» типа Гонконга не похож совсем. Я бы определила его как сочетание «детских кубиков» с чем-то в неоколониальном стиле.
В целом, прикольно, но Ханой мне понравился больше своей уютностью. В Сайгоне с нами произошел курьезный случай. Обедали мы во время экскурсии по городу в ресторане и тутЕ пошел дождь. Для нас - ничего необычного. Но наш гид не поверила в это до тех пор, пока не вышла на улицу. Оказываеся, это жутко редкое явление в сухой сезон. Дождь шел минут 15, но весь сонм мотоциклистов еще 3 часа мотался по городу в пленочных дождевиках. На одном из мопедов рядом с хозяином я даже увидела огромную овчарку - и тоже в дождевике.. Благо, что шлем на нее не одели, а то бы я проглядела! Они все в шлемах там!
Особый колорит площадям создают цветущие деревья и бансаи - они повсюду в центре города Храмов тоже много, но они «рассасываются» в столь большом городе.

Есть очень интересная традиция религиозная: в каждой пагоде стоит печь, через которую предкам на небо передают всякие нужные вещи, нарисованные на бумаге: мотоциклы, мебель, квартиры, женщин, деньги.. Есть целые кварталы, в которых продают типографским способом изготовленные такие картинки на бумаге для сжигания в печах.
Около каждого храма есть небольшой закрытый дворик с цветами, фонтанами, скульптурами, апельсиновыми деревьями, в одном мы даже озеро с лотосами и черепахами видели..
Очень красиво в храмах внутри: море цветов, фруктов и изображений будды и различных божеств. Все это разноцветное и сияющее, радостное.

В Сайгоне у нас была смешная гостинница - в большинстве номеров которойЕ не было окон. То есть, окно есть, но оно занавешено и выходит во что-то типа внутренней лифтовой шахты. При их строении домов - это логично, но я очень рекомендую при поселении в гостинницу в Сайгоне уточнять - есть ли в номере окно. Зато ресторан был на 12-м этаже рядом с тренажерным залом и открытой террасой. С утра, пока солнышко еще не жарит - просто красота!
и вид с этой террасы воодушевлял: у нас дома еще только 2 часа ночи, а у нас 7 утра и через час мы отправляемся в Камбоджу!

День четвертый. Дальняя дорога

Быстрый завтрак - и в дорогу. От Сайгона до границы совсем недалеко, но на дорогах час пик и пробкиЕ из мопедов. Так что к границе вместо 2-х часов мы добирались часов пять.. Гид с водителем загрузили наши вещи в здание таможни и помахали нам рукой. С той стороны Вас ждет другая машина - и другой гид. До встречи! Так что в Камбоджу мы шли пешком, как и полагается настоящим странникам (правда всего лишь метров двести..)

За таможней нас, действительно, ждала машина с (о чудо!) холодильником, льдом, мокрыми салфетками и ледяной водичкой и наш новый гид Нет. Пару слов про Нета просто должна написать: это был самый переживающий за нас гид. Все что нам требовалось по дороге (конечно, в основном, пиво и соки) он покупал только сам, чтобы мы не переплатили и ужасно переживал, чтобы никто из нас нигде не заблудился. С русским у него было тяжко, поэтому ответ на вопросы типа «Долго ли нам еще ехать?» или «Во сколько завтра начинается экскурсия?» в основном звучал так: «Дааа!» Зато своим соотечественникам, предлагавшим нам пиво он почему-то очень правильно отвечал: «Спасибо, мы уже купили»..

Камбоджа (или по старому - Кампучия) ни разу и ни чем не напоминает Вьетнам. Такое впечатление, что между двумя странами не 200м, а несколько столетий.. Городов в ней практически нет, все остальное население живет в «провинциях», а фактически - в соломенных домах на сваях, стоящих вдоль дорог. Известная всем трагедия правления красных кхмеров во главе с Пол Потом не только уничтожила больше трети населения, но и отбросила страну в развитии на много-много лет. Соломенные «избушки на курих ножках» (все дома на сваях - дань разливам реки Меконг), часто без дверей, без какой-либо мебели составляют около 70% «жилищного фонда». Люди среднего класса, как говорил Нет, живут в точно таких же домах - но деревянных. Из камня строят монастыри (очень красиво), и очень редко - дома (один на пару сотен)

Когда только въезжаешь в страну, создается впечатление, что ты находишься где-то в зоне отдыха со специфическими домиками, в которых приятно отдохнуть на природе. Правда, это впечатление довольно быстро меняется. Во многих провинциях до сих пор нет света, машины, как и во Вьетнаме, либо дорогие, либо «семейное такси»:

Основное место еды, как и основная пища, конечно - рис. Его там собирают по 3 урожая в год. Вдоль рисовых полей можно встретить уникальные строения - гостиницы для сезонников, работающих на посадке и сборке риса. Пока не зашли в одну такую - не поверили! Смотрите сами, ничего «лишнего»:

А напротив этой гостиницы была плантация лотосов - потрясающе красиво. Кстати, маринованные «стебли лотоса» (они из чашечки цветка делаются) - вкуснючее лакомство. Жаль, что их к нам не завозят. По крайней мере, я не видела..
Еще не могу не заметить, что Вьетнам с Камбоджей не только сильно отличаются внешне, отличаются и люди - они все выше ростом (мы перестали себя чувствовать гулливерами в стране лилипутов) и они более улыбчивые, дружелюбные. Мне понравились люди.
Когда мы, наконец, добрались до Сиам Рипа, нас поселили в очень милую уютную гостиничку с бассейном на крыше, где было все, включая интернет. Разительный контраст с впечатлениями в дороге!

Засыпали после дороги - в мертвую! К часовому поясу уже успели приспособиться, но устали, как гончие псы после бегов. А под ложечкой сосала мысль, что первое, что я увижу в своем следующем десятилетии - это мечта моя: Ангкор.
День Варенья. Ангкор.

Ангкор - центр, столица и сердце Кхмерской империи, процветавшей в Индокитае в 9-13веках. Он (или то, что дошло от него до наших дней) состоит из множества кусками застроенных территорий, разбросанных в джунглях.
Осмотреть его весь за один день фактически невозможно. Пеший обход - даже не рассматривается. Он насчитывает 52 отдельных храмовых комплексов и дворцов, разбросанных по территории около 50кв.км. Архитектурный стиль этого сооружения мне лично сравнить не с чем..

Вокруг каждого из дворцов есть большая галерея с очень хорошо сохранившимися скульптурными и высеченными изображениями.Тут очень чувствуется, когда ты не с группой - можно побродить и полазить одному, мне сейчас трудно много рассказать о самом «городе», потому что с первых минут тебя завораживает - и все, до вечера ты просто в другом мире..
Очень многие строения имеют вид пирамиды с очень крутыми и узкими ступенями. Подняться просто так ( а тем более, спуститься) невозможно - карабкаешься, аки альпинист. Мы спросили: почему такие высокие ступени? Дорога к Богу никогда не бывает легкой, ведь там сверху - место императора, как наиболее приближенного к небесам - выдал нам Нет.ОГО! Но - логично..

В столице были свои парады - огроменная площадка, на которую выходят «слоновьи террасы» и «терраса Прокаженного короля». Террасы очень высокие - и сверху до низу покрыты изображениями ангелов и демонов.
Жара стояла неимоверная, поэтому с королевских террас мы искали глазами нашу машину - с кондиционером, льдом и водой. Хоть на 5 минуточек остыть!

После обеда, на который нас вывезли из Ангкора в Сиам Рип (а в Ангкор покупается специальный пропуск на целый день - даже с фотографией твоей, все «по взрослому» в этой беднющей стране) мы вернулись на территорию с другой стороны и попали в самый полюбившийся нам храм Та Пром: место обитания царицы (матери короля). Полюбился он нам в первую очередь тем, что находится действительно в джунглях, и, когда нет людей, создается реальное впечатление, что ты его нашел, открыл сам! Остальные постройки, которые мы видели в основном построены на открытых площадках, джунгли к ним стараются не подпускать (и правильно делают)

Место это поражает своим противоборством между творением рук человеческих и действием «нелучших» творений матушки-природы. Дело в лианах-паразитах, разрушающих здания. Сначала такая «лиана» обвивает, стремясь вверх, огромные деревья и оттуда, с высоты, начинает «сбрасывать корни». Позже дерево погибает, высушенное «лианой», а корни, спускаясь, проникают в каждую щель между корнями, стекают по стенам.

С течением времени, корни утолщаются и каменьЕ поддается вторжению. Выдернуть корни возможным не представляется, некоторые постройки полностью заплетены.. Единственное, что делают, чтобы противостоять разрушению - это металлические подпорки внутри зданий, а в некоторые уже вход закрывают - опасно.
Не знаю, сколько лет еще продержится в осаде джунглей Та Пром, но война эта захватывающе красива..

А дальше был Ангкор Ват.. Это центральная и главная постройка во всем Ангкоре.
Это, воистину, огромное сооружение окружено квадратом крепостными стенами, за которыми вырыт широченный ров с водой. Только мост через этот ров имеет длину 200м! Вход за крепостные стены имеет несколько «дверей», отдельных для каждого сословия. Внутри - несколько искусственных озер, библиотеки, а в центре - возвышается императорское «жилище» - Ангкор Ват с различными постройками вокруг.

Закат этого удивительного дня мы наблюдали с «крыши» одного из храмов на высокой горе (все храмы построены с учетом сторон света), уставшие от впечатлений, которые за один день наверно просто невозможно «переварить»..

Камбоджа. Поездка в "плавучую" деревню

Перед возвращением во Вьетнам и, уже предвкушая белый песочек и море, мы съездили в Камбодже на озеро Tonle - большое озеро, омывающее пять провинций страны, посмотреть на деревню, построенную прямо на его водах.

Помните песенку «Ху !Ан! ХЭ! Желтая река..»? До этой поездки я не представляла, что вода может быть настолько «желтой»! Берега и дно озера - чистая глина, поэтому цвет воды (если, конечно, можно ЭТО так называть ) напоминает сгущенное молоко. Руки в воду я не опускала, но внешне она кажется прямо густой..

И вот на воде этого озера стоит немаленькая такая деревушка. Жители ее в основном занимаются рыбалкой, делают всяческие изделия народного промысла на продажу, и даже что-то выращивают на деревянных настилах на воде.

Посуду моют точно в озерной воде, а вот пьют, вроде - привозную. По крайней мере, мы видели бочки, прикрепленные к крышам домов.
В одном из домов в воде устроен закрытый «бассейн», в котором выращивают крокодилов и змей, а заодно - магазинчик для туристов построен и кафе.

Возле озера находится больница ООН и «плавучая школа», куда свозят детей из нескольких деревень. Кстати, дети в школе были одеты в школьную форму - белые рубашечки и темные юбочки или шорты, что немало меня удивило! В целом, не смотря на бедность, я прониклась уважением к народу этой многострадальной страны, эти люди во мне пробудили целую гамму чувств, в которых не было презрения или жалости. Буду надеяться, часть этих чувств я смогла передать и Вам. Поездка наша была контрастной, и после камбоджийских деревень следовала самая дорогая, самая красивая, самая невероятная, самая самая самая гостиница Вьетнама WinPearl, но о ней - в следующей части..

Гостиница и море

Про эту гостиницу можно писать много, а можно - и ничего. Смотреть лучше.. Я таких еще не видела, хотя поездила немало вроде. Начнем с того, что побережье Вьетнама выходит на Южно-Китайское море. Расположена гостиница на острове напротив курортного города НяЧанг, в котором в июне пройдет очередной конкурс «Мисс мира».
Вот так эти места выглядят с самолета:

Остров сам находится в природной зоне, охраняемой Юнеско, поэтому хозяевам наверно пришлось немало «порешать вопросов», но в результате к острову не только ходят катера (с обеих сторон пролива у гостиницы есть свой порт), но и построена огромная канатная дорога с высотой 42-55м над водой для гостей гостиницы:

С дальней стороны острова, недоступной ни для кого, кроме гостей и персонала, находится жилая часть гостиницы, часть ресторанов, бассейны, водопады, гольфовые поля, птичник, всякие игротеки, тренажерки и прочая прилабуда..

Мебель в номерах плетеная, комнаты большие, в ванной комнате и ванна, и душевая кабина, и халатики, и весы (это для меня как раз), и тапочки, и по 3 подушки на кровать, и телевизоры все с плоскими экранами, и сейф, и мини-бар забитый и шоколадочки каждый день и всякие одноразовые штуки, часть из которых я видела только тут, например: одноразовые щетки зубные и пасты, бритвы и бальзамы для бритья, расчески и туча всего другого! А кровати! Это отдельная песня!
Но главное на море, это, конечно, море..

Море было замечательным. Всем, кого я смогу убедить, что туда стоит ехать, должна акцентировать внимание на ярко выраженной сезонности климата во Вьетнаме. Мы были, я напомню, в марте - это первая треть сухого сезона. Отличное, как оказалось, время.
Дифирамбы этой гостинице поют все турагенты, гиды, которые спрашивали где именно мы собираемся отдыхать и туристы в интернете (я же все в интернете искала).. Я совершенно искренне и честно присоединяюсь к их хору: это круто!

Честно говоря, можно было из гостиницы съездить и на дайвинг, и в город, и на экскурсии какие-то, но мы после предыдущих впечатлений напоминали себе морских звезд и далеко от моря не отходили - НЕ МОГЛИ!

Разве только вечером, если не хотелось посидеть в баре над морем со стаканчиком коктейля, можно было поехать на вторую сторону острова. А там, кроме магазинов, ресторанов и баров дополнительно был луна-парк с американскими горками (настоящими!), кучей других каруселей, закрытая в горе зона с машинками, игровыми автоматами, лазерным кинотеатром и прочими «развлекухами»

На этой же части острова каждый вечер проходит «шоу поющих фонтанов» - струи воды различных фонтанов и фонтанчиков танцуют в различных цветов лучах под музыку. Причем, картинка постоянно меняется, смены струй, света и музыки срежиссированы, а не случайны.. Очень красиво! Еще во второй части острова находится совершенно обалденный аква-парк. Я любитель «этого дела», но такого аквапарка я не видела ни в Алуште, ни в Ташкенте, ни в Кракове, не говоря уж о турецких гостиничных горкахЕ

Но больше всего нас покорил Winpearl underwater world - океанариум, построенный внутри искусственной горы. На первом этаже океанариума - просто огромные аквариумы со всем, чем можно придумать, а на минус первом попадаешь под воду - в стеклянную трубу, по которой движется дорожка, а вокруг тебя рыбы...

Пишу, и есть ощущение, что все это было, как в волшебном насыщенном сказочном сне. Потом опять был Сайгон, покупки сувениров, самолет, Москва, самолете. ДОМА!!!!!!!!!!!!!!!!!

Во Вьетнам на Новый Год, и не только!
SERGEY14
Россия, Киров
30 ноябрь 2008 г.
Очень позновательный рассказ-спасибо
nataly.niko
Вьетнам, Хошимин
20 май 2008 г.
Очень интересно!Не могла оторваться.
Во Вьетнам на Новый Год, и не только!

Низкие цены, отдых и развлечения от компании «1001 Тур»!
Туры во Вьетнам со скидкой и в кредит!
Пляжный отдых на курортах: Фантьет, Нячанг, Фукуок и др.