СЕМЬ СТРАН ГЛАЗАМИ ПРОСТОГО ТУРИСТА. ЕГИПЕТ

Львов. Украина
Отзыв написан: 5 июня 2014 г.

СТРАНА 7-Я – ЕГИПЕТ (2009)

Не ведал я, не гадал, что когда-нибудь моя нога ступит на землю Египта. Что увижу я пирамиды, побываю на берегах великого Нила. Помню, как мне было интересно в пятом классе читать учебник по истории Древнего Мира в той его части, где описывалась история древнего Египта… И вот я – здесь!

Не буду распространяться какими путями я добирался до Шарм эль Шейха (а именно туда и прибыл наш «борт» в конце октября 2009 года). Это, опять же, неважно.

В родном Львове в том октябре успел уже выпасть и растаять первый снег. У нас это не такая уж и редкость. В середине октября пришлось облачаться в полный комплект зимней одежды и обуви и через самую настоящую метель несколько дней подряд пробираться утром на работу. Забавно было об этом вспоминать, стоя у выхода из аэропорта Шарм эль Шейха, где ярко светило солнышко, а на дворе было «всего-то» +38 °С!

Впрочем, перед тем, как перейти к рассказу о египетских необычностях, скажу ещё пару слов о нашем пути в эту сказочную страну.

Из иллюминатора самолёта мне было интересно увидеть Суэцкий канал и проплывающие по нему корабли. Как мы узнали через несколько дней, самой доходной статьёй египетского бюджета является вовсе не туризм, а плата за пользование Суэцким каналом, взимаемая со всех судовладельцев, чьи корабли, таким образом, существенно сокращают себе путь из Европы и обратно. То, что южнее, у выхода из Красного моря, они рискуют невольно познакомиться с сомалийскими пиратами – это как говорится, их проблемы.

На втором месте находится египетская лёгкая промышленность. И только на третьем – туризм.

А когда под крыльями нашего авиалайнера появились Синайские горы (более «дорогой» Шарм эль Шейх, как известно, находится на побережье Синайского полуострова, более «дешёвая» же Хургада находится с другой стороны – на африканском берегу Красного моря), я не мог оторвать глаз от иллюминатора. Древний, бесподобный, неповторимый ландшафт… Сколько тысячелетий над ними пролетело… Я и не догадывался, что через считанные дни смогу познакомиться с ними, так сказать, вплотную!

После прохождения паспортного и таможенного контролей в великолепнейшем и удобнейшем аэропорту Шарм эль Шейха мы направили свои стопы к выходу. И тут же увидали человека, как будто сошедшего с полотна одной из картин Эжена Делакруа. Ну, или со страниц одной из сказок «Тысячи и одной ночи». У раздвижных автоматических дверей стоял высоченный араб в тюрбане и белом бурнусе, с этакой длинной чёрной-чёрной бородищей, которой позавидовал бы сам старик Хоттабыч. В руках у него был плакат с фамилией какого-то мистера, синьора или херра, прибывшего или только прибывающего из какой-то из стран Евросоюза. Так что это был всего-навсего служащий какого-то отеля. Но какую рекламу своей родине он делал!

Да, нам пришлось снять верхнюю осеннюю одежду – я имею в виду куртки, свитера; менять штаны на шорты времени не было. На египетском дворе в ней нам было бы чересчур жарко!

В Украине снег уже стаял, но температура была где-то только +10- +12 °С .

У входа нас ждал автобус. Мы были последними, кого он забирал и первыми, кто из него вышел, так как отель наш, «Гардения Плаза» (классность – «4 звезды с +», отличнейшее место отдыха – рекомендую!), находится в 7 минутах езды от аэропорта. Благодаря этому, каждый день мы могли созерцать (и каждую ночь, соответственно, слышать) пролетающие над нашей головой авиарейсы. За эти несколько минут мы (я и моя спутница) успели приятно удивить «транзитного» гида своей культурой. Его приветствие «асалям аллейкум!» весь автобус встретил гробовым молчанием и только Ваш покорный слуга, как полагается в таких случаях, произнёс «уаллейкум асалям!», а его спутница, быстро сориентировавшись, повторила за ним, то-бишь за мной. Гид повторил своё приветствие дважды. И дважды только наши два голоса отозвались. Потом он попросил поднять руки тех, кто впервые посещает Египет. Вверх потянулись только наши две руки…

Дорогие соотечественники и близкие соседи по бывшему «великому могучему»! То, что между нашими мирами (христианским миром и миром ислама) есть ещё много «шероховатостей» и то, что, может быть, кому-то не нравятся темнокожие, бородатые люди Востока, их поведение, отличное от Вашего, то это не значит, что не надо уважать обычаи страны, в которую ты приезжаешь как гость! И бросать, соответственно, тень на свою Родину. Она этого не заслужила, конечно.

И, вообще, желательно, посещая какую-либо страну, выучить хоть несколько слов на языке, на котором говорят в этой стране. Поверьте, Вы сразу почувствуете разницу в отношении к Вам местных жителей.

Не знаю, о чём и как тот гид далее разговаривал с пассажирами того автобуса. Через несколько минут показался наш отель и мы вышли. Но небольшой осадочек на душе остался…

Впрочем, я об этом быстро позабыл. Потому что…

Мы оказались в стране из сказки!

Утром мы были в холодной осенней, теряющей краски Украине. А тут…

Ласковое теплейшее море, жёлтые пески пустыни, трудами человека отодвинутой от моря, на берегу которого красуется теперь великолепный город Шарм эль Шейх (которому всего-то чуть меньше 40 лет)… Пальмы… Синайские горы на горизонте, которые так и манят своей загадочностью… Неповторимый восточный колорит…

Мы были очарованы всем этим в первый свой «египетский» день!

А теперь конкретнее.

Начну с нашей гостиницы. Потому, что именно с неё мы начали своё знакомство с Египтом. Как я уже писал выше, называлась она «Гардения Плаза». Прекрасный объект туристического бизнеса! Состоит она из групп 2-х этажных домиков, построенных в восточном стиле. На территории проложены удобные дорожки, разбиты клумбы цветов. Есть три отличных бассейна, несколько магазинов, арабская баня. Служащие отеля, кстати не разводят гостей по номерам, а развозят – на электрокарах. Немаленький отель! В нём даже небольшой театр есть. Ну, такого, древнегреческого типа: амфитеатр из каменных скамей и площадка внизу, на которой представление и показывают. Вечером дня нашего прибытия в нём выступали приезжие артисты (роли играли как местные арабы, так и несколько иностранцев – кажется, итальянцев). Тут мне снова стало немного стыдно. Потому, что представление было явно рассчитано, если не на полных… (не буду выражаться, на кого), то, скажем так, на не очень «далёких» особей человеческого рода. И части присутствовавшей публики явно происхождения из стран бывшего СССР, оно очень даже нравилось, судя по их тупым репликам и смачному гоготу…

Да-с… Поспешил когда-то Евгений Ваганович Петросян в одном своём эстрадном номере возгордиться насчёт наличия присутствия «в заграницах» таких вот «типов» и им подобных. Мол – но они всё же наши! Значит и мы там есть теперь!

А по мне – так вообще лучше бы их таких там и не было вовсе…

Красное море, на берегах которого находятся «соседи», Шарм эль Шейх и Хургада, оказалось очень солёным. Почти как Мёртвое море! Тело решительно не хотело погружаться в воду. И можно было лежать-полёживать - хоть на спине, хоть на животе. И оно такое чистое, что на много метров вглубь видно всё. У берегов, на протяжении метров 30-50, неглубоко – лягушке по колено. Но потом… Резкое увеличение глубины до 15-30 м. А там, в голубизне – разноцветнейшие рыбы, водоросли, кораллы… и аквалангисты, не поскупившиеся раскошелиться на дорогущий дайвинг. В Красное море можно заходить только в резиновых тапках. Иначе, не ровен час, наступишь на какую-нибудь придонную живность. Если это рыбка золотая, то не страшно. Но если наступишь на морского ежа или ската-хвостокола… Ой-ой-ой! На этом твой отдых можно считать завершённым и домой вернёшься на костылях, а на пострадавшую конечность ещё долго как не сможешь наступить.

Кстати, каждый день нас до нашего пляжа 20 минут везли «бусом» (туда и обратно, разумеется). Для многих отелей в Шарм эль Шейхе это не редкость, так как, несмотря на свою «звёздность», находятся они даже не в 3-й, так сказать, линии, а гораздо дальше. Впрочем, это неудобств почти не доставляло. «Бусики» имели чёткий график, который не нарушался ими почти никогда. И места только сидячие, удобные. И лишний раз можно было посмотреть на Шарм и Синайские горы. Мне это никогда не надоедало!

И хочу сказать ещё кое про что. Египетские мужчины, как и турецкие тоже обращают внимание на наших женщин. Правда, не так активно, как это делают турецкие. Я замечал не раз на нашем пляже молодых арабов, полеживающих на лежаках и так вроде бы просто греющихся на солнышке (куда им уж загорать при их смуглости). Но, как я подмечал, глаза их из-под полуопущенных век всё время пристально наблюдали за нашими дамами, особенно за теми, которые изволили явиться на пляж в бикини. Приходят ребята полюбоваться! Ведь добраться до своей женщины и насладиться её красотой им не так-то легко (об особенности египетских брачных отношений читайте ниже).

Что меня ещё удивило в первый же день пребывания на египетской земле, так это то, как одеваются ихней осенью местные жители. Мы, прибывшие из своего холодного украинского октября и уже встретившие дома первый снег, сразу переоделись в лёгкие футболки, шорты и шлёпанцы. Оно и понятно - если днём под +40, а вечером чуть больше +30 на термометре, иначе одеваться как-то и не хочется! Так вот, из окна нашего «бусика», вечерком, при возвращении в отель, я имел возможность созерцать, во что одеты рядовые египтяне на примере водителей такси, которые то и дело обгоняли наш пляжный «бус». Они были одеты в джинсы, свитера, куртки и кроссовки! Вот так-то. Однако, какие мы разные - люди разных широт и долгот…

А относительно морской живности хочу ещё сказать вот что. В Египте уголовно-наказуемым действием (карается тюрьмой) является сбор и вывоз из страны кораллов и разных древностей. Так что будьте осторожны, друзья, не увлекайтесь!

Рыб кормить тоже нельзя. Дежурные на пляжах не раз подавали свистки. Мол – а ну прекратить! А то удалю с поля, пардон, выгоню из моря. Нет, дело тут не во вреде рыбьему здоровью (шутка!), а в том, что собравшаяся вокруг Вас разноцветная мелочь может привлечь внимание кого-нибудь побольше и пострашнее. Акулы, знаете ли, даже полярных морей не боятся, а уж тут, в горячей водичке их только и жди в турсезон, когда в море полно лопухов-туристов. Почти все из Вас, верно, знают, что в 2010-м в Египте были нападения акул на людей (несколько человек отделались ранами разной тяжести, а вот одной пожилой фрау из Германии не довелось уж вернуться домой живой).

Мы рыб кормили. Но - с оглядкой, и на диком пляже, который обнаружили в 300 метрах от нашего отельного, на который после того не заглядывали по причине отсутствия этой самой живности и гораздо большей прозрачности воды. Уж очень девушке хотелось поснимать на видео рыб! Вот и рисковали. На память остались отличные видеозаписи и незабываемые «рыбьи поцелуи». Безобидные они безобидные, а иные любили пощекотать за ногу! Что это было: нападение или просьба ещё египетского хлебушка подбросить - не знаю. Но ощущения не очень приятные.

Перехожу к главному объекту в Египте – к пирамидам Хеопса, Хефрена, Микерина и прочих владык древности.

Побывать в Египте и не увидать пирамид – «это какой-то позор», как говаривал товарищ Швондер из повести Булгакова «Собачье сердце». Да, гостям Египта также предлагается почти такой же (по углублению во тьму веков человеческой истории) грандиозный тур в Долину Царей, где находится множество гробниц, статуй фараонов и других впечатляющих памятников, но - пирамиды есть пирамиды! Есть такая афоризм (увы, не помню кто автор): «Нет в мире ничего вечного… Кроме пирамид!». Да, пирамиды – это символ Египта и один из главных символов эпохи Древнего Мира. Они являются одним из древних семи чудес света. Пожалеть денег и всего одни сутки своей жизни на поездку к ним было глупейшей из глупостей!

И мы отправились «в поход». Я не хочу строить из себя героя, но должен отметить, что в этой поездке был риск. Потому что, на этом долгом пути водители автобусов, бывает, засыпают за рулём. И автобусы, тогда оказываются не просто в кюветах, а просто летят со скал на несколько метров вниз. И дорогу ту, из Шарм эль Шейха в Каир («пробег» километров 500 в один конец получается), бывает размывает наводненим. К счастью, в нашем «рейде» всё обошлось. Нас свозили отлично – и туда и обратно. Уехали мы ночью и вернулись почти через сутки - тоже ночью. Мой совет Вам сразу: этот тур покупайте у представителей Вашего туроператора, который доставил Вас в Египет. Не обращайтесь к местным турагентам, у которых, согласно их уличной рекламе, такая поездка может стоить на 20% дешевле. И комфортнее, и спокойнее будет.

Что запомнилось по пути туда, в древность?

Во-первых, запомнился тот момент, когда под колёсами нашего автобуса оказалась земля Африки. Просторы Синая мы не видали, потому что так получилось, что по этой части трассы проезжали в тёмное время суток – что туда, что обратно. Но это, как показало будущее, было не страшно, потому что буквально через пару дней до того мы довольно-таки близко познакомились с Синайской пустыней, а двумя днями позже познакомились и с Синайскими горами. Об этом речь пойдёт впереди. А Африка... Это был важный момент для нас – мы оказались на земле уже третьей (по счёту для себя) части света! Суэцкий канал, который толком и не смогли рассмотреть вблизи (так уж проложена в этом месте автострада на Каир), мы пересекли по подземному туннелю (длинна его метров 300). И… Перед нашими глазами появилось, по-моему личному мнению (хотя может кого-нибудь такое и не впечатлит!), в своём роде незабываемое зрелище! Мы увидели чёрное-пречёрное гудроновое шоссе, протянувшиеся до горизонта по жёлтой-жёлтой пустыне… Движение на этой дороге было довольно интенсивное. То и дело навстречу попадались огромные грузовики-самосвалы.

Во-вторых, не очень приятные впечатления оставило поведение «тезтуровского» гида (нашим туроператором была фирма под названием «Тез Тур», или «Tez Tour»), молодого парня лет 22-23. После не очень продолжительного рассказа о программе поездки он предался россказням о том, какие это плохие люди бедуины и сколько зла они сделали в прошлом и делают в настоящем Египту.

Для справки:

Бедуины – жители Синайской пустыни; не относятся к семитам как, к примеру, те же арабы и евреи (вот ведь в жизни как бывает – и те и другие относятся к одному народу, а ненависть страшная друг к другу!); ведут кочевой образ жизни, как и тысячи лет назад; ездят на верблюдах и живут в шатрах, но вооружаются самым современным стрелковым оружием, которое покупают на деньги за контрабанду в Египет наркотиков и прочих запрещённых вещей; в арабо-израильских войнах поддерживали Израиль, чем и заслужили, по меньшей мере, неприязнь со стороны египетских арабов.

Это был не просто рассказ, это был какой-то «монолог бедуинофоба»! Правда, без пены у рта и повышенного тона, но зато с презрительной, иногда появлявшейся на губах усмешкой, и с гневными посверкиваниями глаз. Ненависть молодого представителя египетского народа вызывало то, что бедуины во всех арабо-израильских войнах поддерживали Израиль. А, как Вам должно быть известно, израильтяне из всех этих войн, коих (не считая последней вялотекущей, которая началась в 1999-м году), насчитывается, если не ошибаюсь, четыре, всегда выходили победителями. Всё просто. Впрочем, о взаимной ненависти евреев и арабов, фактически народов-братьев по своему происхождению, Вы, верно, осведомлены и без меня. Так бывает и это не такая уж редкость. Взять хотя бы сербов и хорватов в Южной Европе. Тоже ненависти и розни между ними предостаточно. Да, далёк наш мир от совершенства. Когда-то все люди братьями и сёстрами друг другу станут…

Да, вот к слову, как раз, простите за тавтологию, пара слов. Хочу высказать своё мнение (которое, думается мне, не ошибочно) о происхождении египтян - вернее о том, как они про это думают. Египетские гиды нам говорили, что их соотечественники не называют себя арабами. Они называют себя египтянами, этим подчёркивая то, что они потомки, если не по крови, то по духу того, древнего народа, который воздвиг пирамиды на берегах Нила.

Что до этого, то нынешние господа египтяне просто себе льстят. Общее у них с тем древним государством лишь то, что они живут на землях, которые когда ему принадлежали. И тот древний народ, как говорится, «растворился» в веках человеческой истории, оставив после себя грандиозные памятники своей эпохи и очень неоднозначную память (что имеется в виду – об этом чуть ниже)… Жители же современного Египта – это ветвь арабского народа, который пришёл на эти земли в конце 1-го тысячелетия нашей эры, во время арабских завоеваний Ближнего Востока, Малой Азии, Африки и Юго-Западной Европы. И история этого арабского государства (кстати, страна официально так и называется - Арабская республика Египет) занимает по времени «всего-то» какую-то тысячу лет.

Но, вернёмся к нашим бара…, пардон, пирамидам.

Пирамиды находятся в столице Египта, многомиллионном Каире, раскинувшемся на обоих берегах великого Нила. Мы въезжали в Каир с востока – в его «правобережную» часть. Район Гиза, где и высятся пирамиды, находится на левом берегу Нила. Посему мы смогли обозреть приличную часть города, прежде чем прибыли к подножию «вечных» стражей человеческой истории. И тут тоже есть что вспомнить – не без содрогания. На восточной окраине Каира находятся городские трущобы, в которых ютится городская беднота. Египет – довольно бедная страна в плане благосостояния граждан. Большая часть населения в экономическом плане находится ниже уровня бедности.

Сверху, с автострады, мы увидали множество домов жутковатого вида - из буро-жёлтого не то кирпича, не то камня, все в каких-то пятнах, с тряпьём вместо стёкол и вроде даже как бы и без крыш (так мне показалось, по крайней мере). Да Каир – это точно «город контрастов». В этом мы убедились через несколько часов, посетив колониальную (в английском стиле) фешенебельную центральную часть города.

Но не будем отвлекаться – всему свой черёд. Итак – мы в Каире. В центре города, ещё до того как мы пересекли Нил, к нам в автобус сел наш каирский гид. Он оказался очаровательным молодым толстячком по имени Джалал. Или Галал или просто, по-русски, Гоша, как он сам предложил себя называть тем, кому трудно будет выговорить его арабское имя. Мне сразу же вспомнилась Дагмар-Даша из чешского Крумлова. Что за народ из наших «околиц» ездит по заграницам? Даже имени произнести не могут! Джалал сразу всем понравился. Весёлый, общительный, в общем – «душка», а не человек. Сразу сказал, что недавно женился. Наверное, этим он имел в ввиду, что дамочкам из автобуса не надо зря хвостом вертеть около него: видать раньше были преценденты. Пока мы приближались к Гизе, Джалал даром времени не терял. Он тут же начал проводить лекцию по технике, м-м-м, как бы это сказать, осторожности поведения около пирамид. Нет, древние камни на Вас конечно не посыплются. Джалал имел в виду другое. Около пирамид крутится много жулья – зазывающего куда-то, предлагающего что-то и просто поджидающего зазевавшегося ротозея, чтобы украсть у него что-то. Он советовал не «вестись» на предложения даром сесть на верблюда. В смысле: если не хочешь кататься, так на – посиди даром, мне не жалко! Сядете-то Вы даром, говорил Джалал, да вот слезать будете уже за 30$. Верблюд высокий, спрыгнуть с его кочек даром не так-то просто будет. Наш любезный гид настоятельно советовал не давать местным ничего своего в руки. Если хочешь сфотографироваться – ни в коем случае не просить местного. Он-то тебя сфотографирует, а вот фотоаппарат назад не отдаст – это, по его понятию, ему подарок от тебя. Звать на помощь полицию бесполезно – она всегда будет на стороне туземца, потому жульё с ними делится «доходами». Также местный полицейский Вам не защитник, если, рассматривая сувениры-диковинки, Вы что-то возьмёте в руки. Торговец у Вас эту вещь никогда назад не примет, а будет требовать только деньги. Да и почти всё, что продают ловкие торгаши у пирамид – это «дрова», как сказал бы один мой любимый литературный герой. Особенно надо быть осторожными с знаменитыми папирусами. Мало того, что их подделывают, так от этой подделки можно заразиться какой-то южной хворью, от которой отделаться будет не так-то просто. Папирус делают из сердцевины бамбука («мякоть» достаётся, разделяется на полоски, потом полоски прессуются вместе, чтобы стать одним целым, потом всё это высушивается), а Вам могут предложить «папирус» из банана или прочей дребедени. Джалал, как потом, внимательно наблюдал за нами во время часового пребывания в Гизе, потому что в автобусе посоветовал одной молодой парочке, приобрётшей такие вот «папирусы», ни в коем случае не вскрывать целоффановые пакеты, в которые они были запечатаны, чтобы не выпустить оттуда тучу бактерий, от которых сильно не поздоровится. Джалал сказал нам, где можно купить настоящие папирусы. Для этого в Каире есть целый магазин. И миновать его мы никак не могли, потому что он входил в программу экскурсии. Но об этом позже.

Пардон, я опять увлёкся. И ни слова не сказал о своих впечатлениях от пирамид. А впечатления, к вящему моему удивлению, оказались вовсе не потрясающими. Когда из окна автобуса я увидал эти, знакомые ещё по школьным учебникам, силуэты, я даже и не понял, что это они – они! Конечно, это монументальные сооружения. Но мне почему-то казалось, что они должны быть куда как больше. И рядом с ними ты будешь меньше козявки. Действительность опровергла мои представления. Впрочем, у всякого может своё мнение, и то, что он ощутил или не ощутил – это его личное дело.

Час у пирамид пролетел быстро. И как-то бестолково. Пока моя дама восхищалась и фотографировала всё и вся, мне приходилось выполнять вспомогательные функции – нести, держать, фотографировать, периодически отмахиваясь от назойливых арабских пройдох-торговцев. Да и, помня советы Джалала, как советовалось в одном знаменитом фильме, надо ещё было крутить головой на 360°, чтоб не стать жертвой местных ловкачей. Можно было не только взобраться вверх по пирамиде на несколько рядов камней (древняя облицовка, из-за которой пирамиды блистали под лучами солнца, давно исчезла), но и осмотреть (за отдельную плату, разумеется) погребальную камеру фараона Хеопса. Но мы этого делать не стали и правильно сделали. Лезть в могилу… Бррр! Хотя вообще-то есть версии, что эти камеры (фараона и царицы) сделаны для отвода глаз, а настоящее предназначение пирамид совсем иное.

А немного вверх по пирамиде мы взбирались. Конечно, не так как тот легендарный араб, который мог подняться до самого верха пирамиды Хеопса и спуститься обратно всего за 5 минут и которого из-за даже попросили показать своё искусство Никите Сергеевичу Хрущёву, когда тот прибыл в начале 1960-х г.г. в гости к своему другу президенту Египта Гамалю Абделю Насеру (тому самому, про которого позже был сложен забавный стишок, когда преемник Хрущёва, Леонид Ильич Брежнев неизвестно за какие «коврижки» сделал Насера Героем Советского Союза).

Ещё, опять же благодаря умнице Джалалу, которому были известны всякие оптические эффекты-иллюзии, которые присущи этому месту, мы смогли сделать та-а-а-кие снимки! Стоишь, к примеру, протянув руку ладонью кверху, а у тебя пирамида (реально находящаяся далеко сзади) стоит прямо на ладони! Или стоишь и накрываешь пирамиду, находящуюся у тебя за спиной, рукой сверху! И так далее и тому подобное.

Были мы и у Сфинкса. Как же без него! Оказывается, вопрос чья голова приделана к огромному львиному телу, по словам Джалала, остаётся открытым. Я-то запомнил версию, что у Сфинкса лицо фараона Хеопса и с тех пор так всегда и считал. Ан нет! Искатели до сих пор ищут, кто это такой изображён. Правда, лицо незнакомца обезображено – у него нет носа. Вы, я думаю, знаете почему? Нос Сфинксу отбили наполеоновские солдаты, выстрелив по нему из пушки во время Египетского похода Наполеона. Этим они хотели продемонстрировать своё превосходство перед тем древним государством, бывшие земли которого попирали их сапоги. Вообще-то, они хотели его просто разбить, разрушить выстрелами своей артиллерии, но быстро бросили это дело, поняв после первого выстрела, что это будет очень непросто, даже, скорее, невозможно с помощью тех средств, которыми они располагали.

Что же до моих личных-преличных впечатлениях о пирамидах, то скажу честно – они мне показались просто мертвыми грудами камня. Не впечатлили… Но это, как я уже писал, моё личное дело…

Вообще-то первым нашим «факультативным» туром в Египте оказался тур на квадроциклах, с последующей пересадкой на верблюдов и с посещением бедуинского лагеря. Квадроциклах?! Ты ж, мил человек, в Турции на этом самом «средстве передвижения» попал в переделку и опять тебя туда понесло, может спросите Вы?! Да это был сложный момент в моей жизни… Мы к тому же ещё на рассвете в темноте выехали… Такая «фишка» тура – встретить восход солнца в пустыне. Но, как видите, раз я эти строки пишу сейчас, значит, пережил как-то! Да и в почти ровной, как стол, пустыне-то врезаться-то некуда было. Впрочем, были у нас по пути некоторые скалистые расщелины, камни-валуны и сухие стволы деревьев-пустынников (увы, не вспомню, что это было), но избежать встречи с ними на сей раз мне самообладания хватило… И самое ценное, что я в этой поездке получил – это, то что смог перебороть себя. Но довольно о личном. Расскажу Вам то, что для Вас будет интересно.

Выехали мы ночью. В бедуинский лагерь прибыли перед рассветом. Там, на подстилках из верблюжьей шерсти под деревянными навесами под южным звёздным небом, мы пили горячий «бедуинский» чай (вкус необычный весьма!), слушая болтовню сопровождающего молодого гида-араба… Из темноты слышались звуки пустыни. Слышно было возню домашних животных хозяев лагеря… Невдалеке я заметил несколько спящих обитателей лагеря. Спали они прямо на песке, завернувшись в верблюжьи одеяла. Потом «дежурный» бедуин, подавший нам чай привёл двух верблюдов, посадил их и пригласил садиться. Сели-то мы между кочек без проблем, а вот что ждало нас дальше! Верблюд, вставая, сначала распрямляет задние ноги, а потом только передние, посему ваш покорный слуга, как и Остап Бендер и Александр Иваныч Корейко у Ильфа и Петрова в «Золотом телёнке», действительно, сначала поклонился, повиснув вниз головой (бедуин крикнул, а гид перевёл, чтоб я откинул тело назад). А потом, получив толчок спереди, оказался на «ровном киле». И верблюды пошли… Ехали мы недалеко – где-то с километр, до ближайшего холма. А небо всё светлело… У холма мы спешились, совершив обратную серию движений, взобрались на холм и увидели розовую зарю Востока. Это было незабываемо! Потом снова сели на верблюдов и вернулись в лагерь жителей пустыни. Мы могли возвращаться на базу, а потом в отель, но наш гид предложил нам немного прокатиться по пустыне. И мы помчались! Съездили к ближайшему скальному массиву, пофотографировали там. Потом остановились посреди пустыни сделать фотографии теней на песке (от одиноко стоящих деревьев и валунов), таких «пронзительно» чёрных и длинных, каких у нас, кажется, и нет… Пока мы этим занимались, как из-под земли выросли двое бедуинских детей – девочка 8-ми лет и мальчик лет 6-ти. Они стали предлагать нам купить у них какие-то их разноцветные амулетики, надеваемые на запястья рук - сплетены те были опять же из вербльюжьей шерсти. Но мы не купили у них ничего, о чём я сожалею до сих пор…

Потом мы увидели караван квадроциклов: ехали более «поздние пташки», чем мы. Одним из ездоков оказался мальчик 7 лет! Он, вытянувшись вперёд, стоял на своём квадроцикле, ибо только так мог дотянуться одновременно и до педалей и до руля! И арабские «турдеятели», значит, такие же жадные, как и турецкие…

Не знаю, как он катался там, где были мы – мы поехали дальше. Вскоре, увидели ещё палатки. Гид сказал, что здесь можно остановиться и попить чего-нибудь. Мы так и сделали. «Попить» (кажется, это был «Спрайт») оказалось не бесплатно – 5$ за бутылочку. Когда мы пили, хозяин-бедуин с хитроватой физиономией задал мне вопрос (через гида само собой), не продам ли я ему свою женщину?! Как я понял, у горячих южных парней, турков и арабов, это что-то вроде этакой шутки – в основном. Но, как нам советовали представители туроператоров, работающие там, на такой вопрос нужно отвечать категорическим отказом. Потому, что кое-кто из этих туземцев вопрос может задать вполне серъёзно. И последствия могут быть очень скверными. Прецеденты уже были. Тогда без вмешательства представителей закона, может, и не удастся отделаться от этих «шутников». Я, хмуро глядя этому дяде в глаза, сказал: «Нет!». Хотелось ещё прибавить «три непонятных русских слова», но я не стал этого делать, видя, что гид улыбается с выражением лица, которое как бы говорило – «не обижайся, друг, это шутка». Ладно, думаю, пёс с тобой, туземец. И мы поехали дальше. Перед пунктом отправки, куда надо было вернуть квадроциклы и где нас ждал микроавтобус, был участок пустыни, ровный как стол. Там мы от души «погазовали». И, довольные, вернулись к завтраку в отель. А день только начинался…

Да, вот как раз в голову пришло из-за этих вопросов о продаже женщин. У них, то-есть, у арабов, турков и других южных народов, как я слышал, молодой мужчина, чтобы жениться именно и должен, своеобразным образом, «купить» невесту, заплатив за неё приличный «калым» родителям. У египетских арабов цена невесты исчисляется в «условных» верблюдах. Это в смысле, что верблюд у них как мера цены. Нет, пылающему страстью жениху не надо пригонять на двор к будущему тестю и тёще табун верблюдов. Можно дать соответствующую сумму денег. А, один верблюд стоит (вернее стоил тогда, в 2009-м, сейчас не знаю сколько – после всех революций) 1000$. Если же вдруг что жениху не понравится в невесте, он присылает родителям вместо табуна «кораблей пустыни» одну козу. Вот так.

Но вернёмся к Каиру.

После посещения Гизы и пирамид мы двинулись в центральную часть города, которая была застроена в английские колониальные времена. Центр города довольно красив. Мы посетили парфюмерный магазин семьи миллиардеров Аль Файедов (один из отпрысков этого рода был, как все должно быть знают, последним кавалером бывшей принцессы Дианы). Там нам рассказали небольшую лекцию об особенностях египетской парфюмерии, о том, что она ведёт своё происхождение от древнеегипетской. Мы узнали о том, как древние египетские парфюмеры помогли государству, вернув с помощью духов (их давали египтянкам, выбранным жрецами для гарема правителя Египта) одному из знаменитейших фараонов Древнего Царства, Рамзесу ІІ, интерес к женщинам, тем самым спасши династию от пресечения, а страну от непременно должной вспыхнуть межусобицы. Дали понюхать многие образцы духов: как тех, что предназначались для мужчин, так и тех, что предназначались для женщин. Конечно же, зазывали купить. Но цены… Дороговато! Хозяева при своих миллиардах могли бы и скинуть… Не обеднели бы, небось.

После мы посетили большой магазин папирусов, который наш гид Джалал рекомендовал нам как наилучшее место в Каире для покупки настоящих и безопасных, в отношении здоровья, папирусов. Но, опять же таки, цены… 50$ за папирус размером с лист А4-го формата?... Да-с.

Дальше был обед в египетском «общепите». Он, кстати, у них богат разнообразнейшими блюдами. В «точках» всё чисто, удобно, приветливый обслуживающий персонал.

После обеда нас ждал Каирский музей, основанный в ХІХ-м веке известнейшим учёным (который стал основателем целой науки – египтологии), Франсуа Шампольоном. При всём моём к нему уважении – более мерзкого места я ещё в своей жизни не посещал. Почему это, спросите Вы?

Сейчас поясню. И очень надеюсь быть понятым Вами.

Каирский музей считается во всём мире уникальным вместилищем артефактов эпохи Древнего Египта и, соответственно, раем для египтологов. Но мне это место показалось отвратительным. В экспозиции этого музея в стеклянных шкафах выставлены мумии фараонов и деятелей той эпохи. Я считаю себя (иначе не решаюсь о себе сказать) верующим человеком, моя церковь – русская православная. У христиан, вообще, и у православных христиан, в частности, не принята некрофилия, которая была присуща древним египтянам. Что умерло, должно уйти в землю. Или на худой конец – обратиться в пепел. А здесь… Видеть эти мёртвые безглазые лица людей, умерших тысячи лет назад, их скрюченные высохшие тела, вытащенные из могилы «исследователями», было мерзко. Иного слова не нахожу, чтобы выразить свои ощущения. Да ещё при таком освещении… Утром было солнце. После обеда небо заволокли тучи и служители включили электрическое освещение. Мать честная! Вот зрелище так зрелище предстало перед моими глазами!

Кроме мумий (среди которых оказалось чучело древнего нильского крокодила 5 метров длиной, тоже гадость какая, тьфу!) в музее представлены статуи древнеегипетских божков (особенно противны статуи с собачьими головами). Есть и статуи фараонов. Среди них примечательна статуя первого фараона Египта – Джосера. Он изображён в масштабе 1:1. Хоть статуя сидящая, но сразу становится понятно, что рост его был где-то от силы 1м 20см. Лицо хоть и изуродовано веками, пролетевшими с тех пор, как он правил, но всё же, по оставшемуся от него, можно понять, что был он достаточно уродлив. В общем, обезьяна обезьяной. Есть и «стоящие» статуи фараонов. Гиды ещё раньше нас просветили насчёт того как узнать – при жизни фараону поставили статую или уже после кончины. Так вот, если фараон как бы делает шаг вперёд (выставил правую ногу вперёд) – значит, при жизни; стоит по стойке «смирно» - значит, после смерти.

И всё это - серые стены, жуткие мумии, статуи древнеегипетских божков и идолов, а также фараонов при электрическом освещении производило просто отвратительное впечатление! Неприятно вспомнить.

Есть в экспозиции музея погребальная камера знаменитого фараона Тутанхамона (сына знаменитых фараона Эхнатона и царицы Нефертити) с «полным комплектом» всего, что там было. А было там много кой чего одних кроватей (составленных одна в другую) там что-то штук 15. Есть даже, извините за подробность, древний презерватив – «многоразового использования», из кожи, на кожаных ремешках, которые завязывались сзади на спине, весь сморщенный и усохший. Тьфу…

Во время экскурсии, Ваш покорный слуга, который и в этом месте не утратил привычки крутить головой по сторонам и не «хлопать ушами», время от времени замечал наличие присутствия около нашей группы незнакомых обычно одетых молодых людей (арабской и негритянской наружности), внимательно наблюдающих за нами. Постояли-посмотрели и ушли. Через пару минут – глядь, уже другая физиономия на их месте и тебя глазами «сверлит». Думается мне, это были переодетые работники охраны, которые должны были не допустить действий экскурсантов, угрожающих целостности экспонатов. Ну, в смысле, нужны они на тот случай, если бы какой-нибудь любитель древних сувениров вздумал отколупнуть себе чего-нибудь на память о древности.

Вот, в принципе, и всё интересное, что случилось во время нашего суточного «рейда» из Шарма в Каир. Джалал распрощался с нами около одного из мостов через Нил. Хороший человек! Ну, а дальше была только дорога через темные пустыни Египта. Слава Богу, водитель наш не заснул за рулём, как это нередко бывает на этой дороге.

Что ещё могу я Вам рассказать о Египте?

Этого ещё есть у меня!

Мы побывали на очень интересной экскурсии, которая намного больше мне понравилась, чем знакомство с пирамидами. Но этого бы не случилось, если бы мы не посетили восточный базар в Шарм эль Шейхе. Представители нашего туроператора нас, конечно же, известили о сиём знаменитом «торжище», обещая нам, что мы сможем купить там хорошие вещи за весьма невысокие цены. И вот, наконец, в один из дней мы отправились на этот базар. Довёз нас туда наш «пляжный бусик»: базар находится недалеко от моря и нашего пляжа.

Воспоминания он у меня оставил не то чтобы хорошие и не то чтобы плохие… Так – какие-то неважные. Это было «что-то с чем-то»! Торговцы нам проходу не давали! День был будний, к тому же позднее утро. Клиентов на рынке не было почти. Посему торговцы, завидя нас, втрое усиленно зазывали нас в свои лавки. Торговля на Востоке считается не просто работой, а исскуством. И этот балаган у них обязателен. На восточных базарах можно и нужно торговаться. Иначе торговец просто не будет тебя уважать, если ты заплатишь, сколько он попросит. И мы торговались, хотя ничего особого не купили. Ну, разве папирусы, рискнули приобрести. И, думаю, не ошиблись в выборе. Ведь мы учли все советы Джалала!

Ходили-бродили, смотрели и отмахивались от торговцев. Один из них хамоватый оказался – даже небольшая стычка у меня вышла. К счастью, без жертв. И уже собирались уходить, как увидели киоск местной турфирмы. Подошли посмотреть, что предлагает эта фирма. И вежливый юноша-продавец, разложив перед нами рекламки туров по Синаю, уговорил нас записаться на поездку (святую для каждого христианина и иудея) на гору Моисея. Она находится где-то в 250 км от Шарма. На ней пророк получил 10 скрижалей с Божьими заповедями. И мы захотели побывать там. Наперёд напишу, что эта поездка – самое лучшее и самое, для меня, интересное, что я узнал о Египте.

А базар этот, кстати, не имеет никаких чисто восточных черт, присущих тому классическому восточному базару, который мы видели, ну хотя бы в фильме о Багдадском воре. Уж он очень смахивает на вещевые «барахолки», которые есть в каждом большом городе СНГ.

Итак, нам предстоял поход к горе Моисея.

Как я уже писал, гора Моисея находится довольно далеко от курортного побережья Синая. И тур этот организовывается следующим образом. Вечером, часам к десяти, за Вами приезжает транспортное средство и забирает Вас. Почти 3 часа Вы едете ночью и не видите, куда идёт путь-дорога. По дороге нужно пройти КПП с вооружёнными солдатами, но это происходит без проблем. К часу ночи Вы прибываете к подножью горы. Гид от «шармовского» туроператора знакомит Вашу группу с Вашим проводником-бедуином (во внутренних районах Синайского полуострова «проводничеством» занимаются только эти «дети пустыни»). И начинается подъём. Длина его – 6,5 км. И дорога нелёгкая. И подниматься надо до 5.30 утра, когда встанет солнце и Вы встретите рассвет на вершине. Сразу скажу – надо одеться по-походному. Вы должны быть одеты в довольно тёплую осеннюю куртку, плотные штаны и лучше всего обуйте кроссовки. Лёгкая шапка или кепка, а лучше всего капюшон будут очень даже кстати. Тепло и легко идти только поначалу…

Да, каждому наш проводник-бедуин дал электрический фонарик. Дорога чем дальше и выше – тем сложнее будет идти. Надо освещать себе путь. Это ведь горы. Лучше которых могут быть только другие горы, как говорит пословица.

Это было необычайно! Мы как будто очутились в другом мире, в другом времени…

Дорога, поднимающаяся всё выше и выше… Кругом, видные в темноте при лунном свете, фантастические очертания скал Синайских гор… Шум, раздающийся время от времени… Его, очевидно, вызывают скатывающиеся с гор камни… Начинающий усиливаться ветер… Слова на многих языках мира, чуть слышные в ночи, что произносят уста людей, которые идут впереди и позади нас…

Кто я - Конан-варвар, звёздный Волк Чейн (одни из моих любимых литературных героев из фантастических романов)? Или, может, один из героев Жюль Верна или Майн Рида? Нет – я простой русский парень Сашка из той страны, которой уж нет на карте почти 20 лет. Но я счастлив, что я здесь! Это незабываемо!

Этот подъём нелёгок. Тем, кто послабее физически или слаб духом, или и то и другое вместе, ушлые бедуины предлагают доехать до вершины горы на верблюде (не задаром конечно), «кораблю пустыни» это не проблема. Но мы отказываемся. Мы хотим дойти сами. И мы дошли.

На этом подъёме мы делали четыре остановки. Через каждые километра 1,5, около тропы стоят хижины из камней, в них те же ушлые бедуины устроили магазинчики, где можно попить горячего чайку (1$ за маленький стаканчик, но это не тот ароматный «бедуинский» чай, который мы пили в пустыне, а обычный «ширпотребовский» – в пакетиках), закусить каким-нибудь «сникерсом» по цене втридорога, приобрести незатейливые бедуинские сувениры и, посидеть-погреться, перевести дух. Кому холодно может взять напрокат до самой вершины горы одеяло из верблюжьей шерсти (за 5$). На третьей остановке мы так и сделали. Это одеяло нас очень выручило, потому как ветер на верхушке горы пронизывал почти до костей.

Вот так мы и шли, шли, шли… Пока около пяти утра не прибыли к вершине горы Моисея. Нам надо было ещё подняться по своеобразной лестнице из 740 ступеней. Фактически это огромные камни, выложенные в виде такой, гигантской лестницы.

Подниматься надо гуськом, в затылок один другому и быть очень осторожным, потому что можно так «ухнуть» вниз, что это может закончиться скверно. Случаи уже бывали. Правда, не на этой лестнице, а в другом месте. Но об этом я расскажу ниже.

И мы поднялись на самый верх. Ветер пронизывал до костей. А одет я был легко - лёгкая куртка (правда с капюшоном), летние брюки, сандалии (осенние туфли, в которых вылетал из Украины пожалел, сбил бы все подошвы, а в Украине нас, как потом оказалось, снег ждал и «эпидемия лёгочной чумы», придуманная госпожой Тимошенко – помните эту вакханалию?).

В общем, все с нетерпением ждали рассвета. Это настроение просто витало в воздухе. Самые отважные (или безрассудные) сидели на краю пропасти, свесив ноги вниз. Край неба розовел-розовел и наконец, под аплодисменты продрогших, полузамёрзших «ходоков», появилось «красно» солнышко. Никогда ещё я не был ему так рад! Сразу стало ощутимо теплее. Мы сделали несколько фотографий и стали спускаться – сначала по ступеням (у начала этой лестницы стоит хижина бедуинов, последняя перед вершиной, где мы отдали взятое напрокат одеяло). Потом надо было спускаться к подножью. Но уже по другой дороге.

И вот тут - внимание, внимание и ещё раз внимание, друзья! Проводник-бедуин назад группу не ведёт: он просто показывает два пути, чтобы спуститься вниз, к монастырю Святой Екатерины, который входит в программу похода. Можно спуститься по довольно пологой дорожке – это более длинный путь. А можно спуститься по другой лестнице (из каменных глыб) – это более короткий путь, но и более опасный. Там такие пропасти попадаются – ой-ой-ой! Знаю, что говорю, потому что мы с девушкой решили спускаться по лестнице. И на этом самом спуске произошло то событие, которое могло окрасить в печальные тона все наши впечатления от той поездки…

Но сначала я хочу рассказать о трагическом случае, произошедшем на горе Моисея в том же, 2009-м году. Это, чтобы Вы оценили трагизм ситуации и, надеюсь, это пригодится в будущем, если вдруг Вы окажетесь там.

Так вот в апреле 2009-го года, так же как и мы потом в октябре (как Вы, возможно, знаете, а возможно и не знаете, Египет лучше всего посещать именно в эти месяцы – погода всего лучше тогда благоприятствует отдыху), в одну из ночей большая группа туристов из разных стран поднималась на гору Моисея. Туда-то подъём прошёл нормально. А вот на обратном пути… В группе была женщина из России с сыном, 19 лет от роду. Во время спуска они потеряли друг-друга. Мать ушла вперёд, а сын отстал – делал фотографии гор. Виды там действительно бесподобные. Просто фантастика! И вот - парень исчез. Вниз к подножью он не пришёл. Исчез он на той самой лестнице, по которой мы с девушкой спускались через полгода. Его безуспешно искали несколько дней. Пока один из проводников, знающий каждую щель в этих местах, не додумался, наконец, где он мог пропасть. И, действительно, пошёл и нашёл этого парня на дне пропасти. Конечно же, тот был мёртв – разбился насмерть при падении. Он отстал от людей, идущих впереди, отошёл в сторонку от тропы, очевидно, сделать очередную потрясающую фотографию и сорвался вниз. Об этом было сняты и показаны несколько телерепортажей на российских телеканалах. И, смотря их, я и подумать не мог, что через полгода с дорогим мне человеком вот именно там, в тех местах может случиться страшная беда.

Объяснюсь же, наконец. Мы мирно спускались вниз. Шли осторожно. Фотографии делали. Там та-а-а-а-кие скалы! Иные выглядят как фантастические замки, другие как огромные пальцы, третьи – похожи на космические корабли. Поднимающееся всё выше солнце создавало такую игру света и теней, что просто дух захватывало. Казалось, что на нас со скал смотрят чьи-то лики – не то духов, не то бывших властителей этих древних гор… На одном из поворотов перед нами открылся впечатляющий вид на монастырь Св. Екатерины, поджидающий нас внизу. Всё вроде было хорошо. Мы обогнали многих смельчаков, тоже решившихся на этот не такой уж безопасный спуск. Шли, шли… Конец спуска уж был близок. Уже был виден его конец. И тут… Справа от тропы была расщелина, усеянная глыбами величиной метра 1,5-2, и глубиной метров 7-8. В этот момент я смотрел под ноги. Девушка шла в 3-х метрах впереди меня. Резкий шорох заставил вскинуть глаза и похолодеть от ужаса! Девушка качалась на одной ноге на краю пропасти! Через мгновение ступор прошёл и я кинулся к ней. Прыгал так, чтобы схватить и повалить её на себя, чтобы не столкнуть вниз – и как это я сообразил, по сю пору не пойму, всегда «соображалка» хромала). И в тот момент, как я в неё вцепился руками и потянул на себя, она тоже ухватилась рукой за камень. Уф! Слава Богу, цела!

В общем, потерь не было. Разве только мне пришлось проехаться частично на своей пятой точке по мелким камням. Но ничего – даже штаны не порвал. Но это всё чепуха такая. Всё хорошо, что хорошо кончается… Лучше и не скажешь.

Оставшиеся несколько сотен метров до ворот монастыря, где нас поджидал наш «шармовский» гид мы прошли уже без приключений.

И ещё два слова о нервах. В ходе нашего подъёма-спуска с горы Моисея мы познакомились с супружеской парой из России (имён и их родного города, увы, не помню). Приятные добрые ребята, чуть старше нас годами. Особенно симпатичен нам был муж. Потому что был он неисправимым оптимистом, не унывал нисколечко, как бы трудно ни было в пути, но в отличие от Вашего покорного слуги, который шёл сосредоточенный и молчаливый, он находил возможность пошутить и рассмешить нашу маленькую, спонтанно образовавшуюся компанию. Когда мы спускались, этот парень отстал (тоже помногу снимал фоток, как потом выяснилось) и так надолго, что его жена прямо извелась, ожидая его, и только его появление в числе последних «ходоков» заставило и супругу (да и нас тоже) вздохнуть с облегчением.

Далее нас ждал осмотр монастыря Святой Екатерины.

Монастырь Святой Екатерины – это уникальное место! Основан он был в IV-м веке и первоначально назывался монастырём Преображения Господня. С XI века, в связи с распространением почитания Святой Екатерины, мощи которой были обретены синайскими монахами в середине VI века, монастырь стал называться монастырём Святой Екатерины. Подчиняется он иерусалимскому патриарху. Монастырь является центром автономной Синайской православной церкви. Он обнесён небольшой крепостной стеной, в которой есть даже небольшие башенки. Что поделать, раньше времена были жестокие и святые места вынуждены были становиться крепостями в прямом и переносном смысле слова.

Но перед тем как посетить монастырь, мы позавтракали в его «странноприимной», как я её назвал, столовой. Как говорится, как бы то ни было, что бы там ни случилось, а покушать – это пропустить никак нельзя! Столовая эта вполне современная – как по оборудованию и обстановке, так и по набору предлагаемых блюд. Платить не надо – в монастырях, как, наверное, Вам известно, кормят паломников бесплатно. И было очень необычно сидеть в, вполне привычном для нас по своему виду, «общепите», а за окном видеть древние горы, ярко освещённые солнцем и стены древнего монастыря…

На территории монастыря Святой Екатерины находятся несколько уникальных мест, которые священны для каждого христианина.

Самым главным из них без всяких сомнений является Неопалимая Купина (во втором слове делать ударение на последней букве). Это огромный куст (высотой больше 2-х метров), который был осиян неземным светом (будто горел, но не сгорал – отсюда и название) и из которого доносился голос Господа, разговаривавшего с Моисеем. Сейчас на месте его корней стоит часовня (построена в IV-м веке, ровесница монастыря), сам куст перенесен во двор и находится у самой стены часовни. Увы, во время нашего посещения монастыря часовня была закрыта.

Ещё одним важнейшим объектом монастыря является базилика Преображения Господня (построена в VI-м веке). Главным украшением базилики является расположенная в конхе апсиды мозаика «Преображение Господне», находящаяся в очень хорошей сохранности. Мозаика выполнена в первой половине VI века придворными мастерами, присланными императором Восточной Римской империи (Византии) Юстинианом для украшения монастыря.

Эти обе самые древние постройки монастыря выстроены в романском стиле и являются уникальными археологическими памятниками.

В монастыре есть ещё многочисленные часовни: Святого Духа, Успения Пресвятой Богородицы, Иоанна Богослова, Георгия Победоносца, святого Антония, святого Стефана, Иоанна Предтечи, пяти севастийских мучеников, десяти критских мучеников, святых Сергия и Вакха, святых апостолов и пророка Моисея. Эти часовни находятся внутри монастырских стен, а девять из них соединяются с архитектурным комплексом базилики Преображения. Две часовни находятся в покоях архиепископа Синая: верхняя в честь Успения Богородицы и нижняя, посвящённая Богоматери Живоносного источника (находится в древней башне, построенной в 330 году императрицей Еленой, часовню украшают иконы XII—XIII веков, среди которых выделяются царские врата, декорированные золотыми светящимися кругами, и чтимый образ Богородицы «Живоносный источник», приписываемый кисти критского мастера Ангелоса).

На территории монастыря разбиты прекрасные сады, в которых работают монахи. Но туда «мирских» людей не пускают.

Кстати, среди монахов монастыря есть немало русских. Во время пребывания в монастыре я не раз слышал русскую речь. Потому так есть, что монастырь поддерживает тесные связи с Русской Православной Церковью.

Всем людям, посещающим монастырь, гиды рассказывают о том, что если возьмёшь в руку ветку Неопалимой Купины, прижмёшься к стене часовни, помолишься Господу и загадаешь желание, оно непременно сбудется. Не помню, откуда взялось это предание. Мы с девушкой так и сделали. Я могу только догадываться о чём просила она. Сам же я решил, что попрошу добра для всех, кто мне дорог. Себе – ничего. Это был искренний порыв души. Так я и сделал. И, думаю я, именно это и есть причиной моего нынешнего счастья…У меня прекрасная жена (моя вторая и последняя любовь), скоро будет свой дом, и надеюсь очень, что не за горами тот день, когда я стану отцом, и на работе мои дела стали куда как лучше. Может это и так… Хотя - кто знает?

В общем, монастырь Святой Екатерины – это место, побывав в котором, не забудешь его никогда!

Потом… Потом была дорога в Шарм эль Шейх. А через три дня мы оказались в своей заснеженной Украине, взбудораженной предстоящими выборами и полной всяких других проблем, которых в ней всегда было, есть и будет…

Сказка закончилась.

ОАЭ - лучшая альтернатива Египту!
Krakow
Украина, Львов
24 июнь 2014 г.
Благодарствую всем кому понравилось и прочим критикам!

Кому понравилось - очень приятно прочесть Ваши слова!

А критикам хочу сказать, что со Львом Николаевичем ни в коем разе соперничать я и не собирался и ещё - в бочке мёда всегда как правило ложка дёгтя и вообще-то жизнь имеет ещё и изанку. Посему и сказкой кажущееся издалека при ближайшем рассмотрении часто оказывается, мягко говоря не совсем сказкой. Да и, как Вы, надеюсь ещё помните с детства: "сказка - быль, да в ней намёк, добрым молодцам урок!" Я ж помочь людям хочу, Может кто, благодаря мне, хоть в пропасть на горе Моисея не ухнет.

А Вы, добры молодцы. - Лев Николаич, "тагил"...
Аlex
6 июнь 2014 г.
Знали, что рыб кормить нельзя, но все равно делали это...
Знаете, что кораллы ломать нельзя, а советуете всего лишь "не увлекаться"...
Честно говоря, читать подобные гайды для "тагила" невыносимо грустно.

Поразительно, но неужели люди действительно не понимают, что сами рушат ту самую сказку, которой восхищаются? С учетом этого наблюдения все ахи-вздохи про "сказку" смотрятся фальшиво.
5 июнь 2014 г.
Как Вы здорово все рассказали! Точнее и красочней я сама свои собственные впечтления не передала бы, а Вам удалось их описать и до меня донести, напомнить.
Очень точно все подмечено, я бы такие же акценты расставила и в человеческих отношениях, и во впечатлениях от пирамид, от египетских скал и песков. Вот только в монастыре Св.Екатерины побывать не довелось, а все потому, что где-то когда-то прочла чей-то отзыв и решила - не поеду, смотреть нечего там..
Михаил Николаевич
Россия, Ярославль
5 июнь 2014 г.
Лев Николаевич перевернулся от зависти :)
ОАЭ - лучшая альтернатива Египту!

Идеальный спокойный отдых в ОАЭ!
Горящие туры, интересные акции каждую неделю -торопитесь!
Бонусная программа, страхование от невыезда