Поездка на машине на отдых в Абхазию в июле 2007 г

Отзыв написан: 3 сентября 2007 г.

Сразу хочу предупредить, что этот текст написан как отчет о нашей поездке, плюс к тому некоторые сведения и рекомендации для тех, кто хочет отправиться в Абхазию впервые. Поэтому в рассказе будут присутствовать некоторые детали и подробности, которые могут быть неинтересны тем, кто в Абхазию уже ездил.

Вообще рассказ будет делиться на две части: дорога и подготовка к дороге, сам отдых в Абхазии.

Часть 1. Дорога

Итак, в июле 2007 г. мы вдвоем с мужем в очередной (уже 4-й раз) поехали отдыхать в Абхазию. Эта поездка отличалась от предыдущих, т.к. в этом году мы впервые поехали туда на машине (на "шестерке" 1999 г. в.). Сложным в этой поездке было несколько моментов.

Во-первых то, что машину будем вести не мы по очереди, а только муж, т.к. пока прав у меня нет. Во-вторых, мы никогда не ездили на такие дальние расстояния. И в третьих: было совершенно непонятно, где мы будем ночевать, т.к. понятно, что проехать около 1800 км. от Москвы до Абхазии в одиночку без остановок трудно.

Конечно, мы посмотрели в Интернете на сайтах отзывы тех, кто уже ездил отдыхать тем же маршрутом на машине, почерпнули много полезного, но все-таки собственного опыта не было, и это напрягало. Тем не менее, мы все же решились на эту авантюру.

В качестве подготовки мы делали следующее:

• Спрятали в укромных местах деньги, оставив в кошельках деньги на мелкие расходы и бензин. В принципе, можно было положить деньги на карточку, но с этим возникли определенные сложности, т.к. обычно мы карточками не пользуемся, к тому же деньги все равно пришлось бы снимать в Сочи или в Адлере, т.к. в Абхазии сложно найти банкомат, а расчеты делаются как правило наличными.

Манипуляции с деньгами были проделаны после рассказов знакомых о том, как их ограбили по дороге (местные жители в Ростовской области при остановке где-то на трассе возле киоска). Соответственно, хотелось бы дать совет тем, кто хочет что-то купить на трассе или остановиться для длительного отдыха. Покупки на трассе лучше делать при магазинах на АЗС либо в населенных пунктах, а останавливаться на отдых или в придорожных гостиницах (о них я скажу несколько слов ниже), или рядом с постами ДПС. Некоторые рекомендуют также останавливаться в местах отдыха на трассе, где останавливаются дальнобойщики, но нам этот вариант не понравился.

• Предусмотрели дополнительный запас денег на случай поломки машины, т.к. ее никак специально не готовили, запчастей брали с собой мало (тормозные колодки и еще кое-что по мелочи).
  • Приготовили запас еды на дорогу - "сухой паек" (огурцы, помидоры, вареная картошка, вареные яйца, палка сырокопченой колбасы, хлеб, орехи и минералка с "Кока-колой"). Кстати, в дорогу обязательно рекомендую взять в качестве напитка "Кока-колу" или "Пепси-колу", эти жидкости хорошо бодрят.
  • Запас кассет для магнитолы, т.к. радио на трассе ловится или плохо или вообще никак.
  • Опрыскиватель для цветов. Т.к. в нашей машине нет кондиционера, а им хорошо освежаться.
  • Оставили все ювелирные украшения и дорогие вещи дома.
  • Взяли небольшой запас лекарств ("Анальгин", угольные таблетки, "Фестал" и пр.).
  • Купили подробный атлас России.

Сразу хочу сказать, что ехали мы достаточно долго, выехали 1-го июля утром в начале восьмого, а приехали в Гагру 3-го июля ближе к 7 вечера. Как правило, если ехали без помех, держали скорость около 90 км./ч., максимум разгонялись до 110. Основная трасса - М4.

Поездка у нас началась с того, что довольно быстро мы обнаружили, что с машиной есть некоторые проблемы. Т.к. выехали мы в воскресенье, найти мастерскую, где нам помогли, получилось только в Тульской области.

Первые впечатления от трассы: памятники вдоль дороги погибшим на ней, во многих местах колея на асфальте от фур, большая часть трассы всего двухполосная, на многих участках ремонт и знаки ограничения скорости движения. Еще на трассе есть недавно появившиеся придорожные мотели.

В Тульской области вдоль трассы стоят палатки, где можно купить тульские пряники (вкусные, есть с фруктовой начинкой и с начинкой из вареной сгущенки).

В Воронежской области попали на единственную на нашем пути платную дорогу, с легковой машины берут за проезд 20 р. Понравилось!

Поразило, что поля практически на всем протяжении дороги не отделены никакими деревьями, а начинаются прямо от трассы. Еще в Воронежской области вдоль трассы растут яблони.

Когда подъезжали к Воронежу, так и не нашли указателя на объездную дорогу, пришлось ехать по городу. Указатели на трассу М-4 в Воронеже вешать не любят, сориентироваться сложно, мы чудом не заблудились. Местные водители в городе не соблюдают никаких правил, ехать через город тяжело. Кстати, забегая вперед, хочу сказать, что на обратном пути удалось найти указатели на объездную дорогу и при подъезде к Воронежу и при подъезде к Ростову. Почему их нет по дороге в Сочи, для нас так и осталось загадкой. Та часть Воронежа, по которой проходит трасса М4, довольно прилично выглядит, много новых разноцветных многоэтажек.

В Воронежской области продают вдоль трассы квас на разлив и кукурузные палочки. И то и другое нам понравилось.

Ехали мы до наступления темноты, хотели заночевать рядом с Ростовом, но не получилось, заночевали мы в первый день в Богучаре, это небольшой населённый пункт между Воронежем и Ростовом. Ночевали в частном доме, где нам отвели комнату с мебелью. Стоила комната 500 руб. за двоих за ночь, в качестве бонуса угостили горячим чаем. Также там были душ и туалет в доме рядом с комнатой.

На следующий день выехали поздно, примерно в начале одиннадцатого. Квас в Ростовской области тоже можно купить на трассе, вкус вполне приличный.

Ростовская область запомнилась обилием знаков ограничения скорости и запретом обгона. Гаишники с удовольствием берут взятки, информацию о нарушении правил они передают друг другу по рации. Еще мы видели на трассе гаишника с биноклем, увлеченно рассматривающего машины вдалеке. Кстати, и знаков и гаишников в Ростовской области больше, чем во всех других областях по дороге. Вообще, на всем протяжении дороги пришлось дважды "позолотить ручку" - один раз в Ростовской области за обгон в зоне действия знака "Обгон запрещен", второй раз уже на обратном пути в Воронежской области за превышение скорости в населенном пункте.

Мимо Ростова проехать тоже не получилось, пришлось ехать по городу… Заблудились, с помощью местных жителей еле нашли дорогу. Город (по крайней мере та часть, по которой мы проезжали) нас неприятно поразил отсутствием нормальных дорог, узкими улочками с крутыми спусками и старыми обветшавшими домами позапрошлого века.

До Краснодара добрались без приключений. Перед Краснодаром важно не пропустить поворот налево по виадуку на Джубгу. Вскоре после поворота много палаток вдоль трассы с фруктами, наши знакомые говорили, что там низкие цены, мы не проверяли. Приключения начались позже, когда мы решили ехать дальше, уже после поворота на Джубгу и заночевать где-нибудь недалеко от Джубги. К сожалению, мы не знали, что горный серпантин начинается не после Джубги, как мы думали, а не доезжая до нее, после Горячего ключа. Таким образом, на горный серпантин мы попали в темноте. Для нас стал кошмаром (мы оба впервые попали на машине на серпантин) затяжной спуск длиной 3 км. с резкими поворотами. Очень хотелось во что-нибудь вцепиться и начать кричать от страха. Мало того, что затяжной спуск сам по себе опасен, дорога узкая, впереди мало что видно, т.к. темно, так еще нас и обгоняли справа, поднимая по обочине клубы пыли, плюс к тому еще и ремонт трассы был на некоторых участках. Я до сих пор недоумеваю, как можно в таких условиях ехать с такими скоростями, еще и обгоном заниматься. Кстати, интересно, что когда мы ехали уже обратно днем, водители вели машины аккуратнее, чем ночью. Днем-то видно, что рядом с тобой пропасть, неосторожное движение - и ты летишь вниз. Когда мы наконец попали в Джубгу, были просто счастливы.

Удалось найти место ночлега в мини-гостинице. Заплатили тоже, как и в Богучаре, 500 р. за комнату, правда, условия здесь были немного получше, почище.

На следующий день встали опять поздно, хозяева нас уговорили сходить посмотреть на море (с расчетом, что нам понравится и мы останемся на больший срок). Сходили на море, решили все же ехать в Абхазию. Мало того, что дорога на море идет вдоль трассы, так еще и мимо речки с застоявшейся водой. Так что поздоровались с морем, намочили в нем ноги и решили ехать дальше. Тут надо сказать, что кроме как в Абхазии, я нигде на море раньше не была, поэтому мы хотели отдохнуть не только в Абхазии, но и на черноморском побережье тоже несколько дней. Раньше я читала на форумах отзывы о Туапсе, поэтому мы думали, что может быть на несколько дней остановимся там.

После того, как мы въехали в Туапсе и проехали немного по городу, это желание исчезло. От города осталось впечатление, что единого плана застройки нет, так, куски какие-то, совершенно не связанные друг с другом. Так что опять поехали дальше. Наш путь пролегал еще и через Лоо, через Лазаревское и другие небольшие курортные местечки, но честно сказать, я была разочарована (муж уже бывал в других местах на Черном море помимо Абхазии).

Горный серпантин проезжали днем, ехали довольно долго, несколько часов, т.к. средняя скорость была не больше 50 км./час. В Сочи как обычно, оказались пробки, так что на границу мы попали уже после обеда. Границу прошли примерно часа за полтора (когда уезжали, 19 июля, на обратном пути на границу тоже потратили около полутора часов). Пришлось заполнять декларацию (те, кто приехал без машины, ее не заполняют), платить 150 р. за регистрацию машины. Кстати, декларацию заполняет и предъявляет машину таможенникам для осмотра хозяин машины, а все пассажиры высаживаются и проходят границу с паспортом через специальные окна (заносят паспортные данные). Еще на абхазской стороне с меня попытались взять деньги и оформить мне страховку на время пребывания в Абхазии, но поскольку у меня кошелек остался в машине, удалось этого избежать. Кстати, почему-то мужу не предлагали оформить страховку...

Про обратную дорогу сказать особо нечего, единственный существенный момент: прибавился еще один тихий ужас - комбайны на дорогах. Причем комбайны появились, начиная от Краснодара, и перестали встречаться только в Московской области. Скорость их передвижения - максимум 30 км./час, т.е. если следовать правилам дорожного движения, их никак не должны были выпускать на подобную трассу. Однако их там много, мы видели колонны от 5 штук и более, причем впереди как сопровождающие ехали гаишники с включенными мигалками. Если дорога хотя бы трехполосная, их еще можно обогнать, а если двухполосная, да еще со сплошной линией разметки между ними?! Так и ехали, проклиная все на свете, с такой же скоростью, а где-то приходилось и правила нарушать, т.к. нервы уже не выдерживали.

В первый день на обратном пути мы доехали до Джубги и решили там остаться на несколько дней, благо погода улучшилась; об этом последняя часть истории.

Часть 2. Непосредственно отдых

Некоторые зарисовки об Абхазии или, так сказать, общие впечатления.

Жильё

В этом году мы приехали к тем же хозяевам в Гагру, что и в прошлом году, предварительно с ними созвонившись (кстати, если звонить из России в Гагру, нужно набирать перед номером телефона: 8-10-995-443, потом сам номер). Когда выбирали место, где остановиться в прошлом году, выбрали Гагру как город с самой развитой инфраструктурой. Жилье сейчас стоит 200 р. за койко-место. Обычно сдаются 2-3-4- местные номера (в комнате несколько кроватей, столик или несколько прикроватных тумбочек, шкаф для одежды). Как правило, душ и туалет на улице, общие для всех, вода в душе греется с помощью водонагревателя или бойлера. Посмотрев в прошлом году те варианты, что предлагались, мы пришли к выводу, что лучше всего селиться в так называемых мини-гостиницах (обычно 2 туалета и 2 душа, общая кухня с 1-2 газовыми плитами и 1-2 холодильниками, всего живут максимум 20-30 человек). Такой вид жилья появился в Абхазии недавно, активно развивается.

Квартиру как вариант для проживания мы не рассматривали, т.к. вода (и горячая и холодная) подается только 2 часа в сутки - час утром, час вечером. Кроме того, на частном секторе есть открытая веранда, где можно посидеть вечером в прохладе, попить вина, посмотреть телевизор, пообщаться с хозяевами и с постояльцами и т.п. Опять же, по договоренности с хозяином жилья, можно купить мяса и сделать настоящий шашлык прямо во дворе. Минусы такого жилья - очередь в душ, к плите и чужие дети, которых время от времени слишком шалят, т.е. все прелести коммунального быта. Телефон и Интернет

Есть несколько переговорных пунктов, работающих до 9-10 вечера, в т.ч. на набережной. Оплата - 10 руб. за минуту по России (можно сделать как звонок на мобильный, так и на стационарный телефон), минимальное время - 3 минуты. По опыту нас и наших тамошних знакомых, ловит только "Билайн", и то плохо и не везде. Можно купить карточку местного оператора, мы не покупали, поэтому рассказать об этом не могу. Есть несколько интернет-кафе. Мы ходили в то, которое было недалеко от центрального рынка, оно работает до часу ночи. За 60 руб. в час (минимальное время - 30 минут) можно порыться в Интернете и попользоваться аськой. В эту цену входит 10 Мб трафика. Изредка были проблемы с выходом в Интернет. В этом же салоне можно записать фотографии на диск, на флэшку и т.д. Еда

Мы жили на частном секторе, поэтому за небольшие дополнительные деньги готовили сами на газовой плите в летней кухне. Разнообразием наше меню не отличалось, обычно это были салат из овощей, картошка или каша и сосиски или сардельки (т.к. во-первых, было много желающих что-то себе приготовить, и частенько приходилось ждать плиту, а во-вторых, не хотелось сильно напрягаться на отдыхе, проделывая кулинарные подвиги в жару).

В принципе, можно питаться в местных столовых, там недорого, другой вопрос о качестве и свежести блюд. Например, наши знакомые ходили в ближайшую к дому столовую, им нравилось. Нам повезло меньше, один раз нареканий не было, а во второй поход в числе прочих блюд были взяты фаршированные мясом и рисом перцы. Рис был полусырой, есть было невозможно. Хотя надо отдать должное, когда я пообщалась с их администратором, деньги за эти перцы отдали обратно сразу же и без скандала.

Где купить еду. Мясо: на рынке и в местных магазинах практически отсутствует говядина, есть свинина, баранина и птичье мясо. Вырезку купить не удастся, мясо продается или на кости или в качестве фарша. Если хочется купить свежее мясо, попасть на рынок следует рано утром (работать рынок в Гагре начинает с 7 утра, официально работает до 17-00, на практике уже в начале четвертого начинают потихоньку сворачивать торговлю). Еще есть местная "Мясная лавка". Овощи: рынок или палатки на улицах. Все остальное - мелкие магазинчики, палатки и 2 супермаркета - "Гагра" и "Континент". Ассортимент продуктов, бытовой химии невелик, хотя в супермаркетах он побольше, чем в других местах. Вообще не советую брать готовые салаты, можно отравиться, были прецеденты.

Можно порекомендовать из того, что мы лично пробовали: инжир, хачапури (мучное изделие с сыром), кофе по-восточному, запеченную в фольге рыбу, шашлык, хашламу (это суп), горный мед (он не засахаривается), мандарины, хурму, мамалыгу с копченым сыром. Домой в качестве съедобного сувенира можно привезти горный мед и местные специи (дешевле и проще купить универсальную приправу для всех блюд в ведерке либо расфасованные сборы специй "для мяса", для "курицы" и т.п.), в т.ч. лавровый лист (на границе можно купить либо веник из веток лаврового дерева или свежие листья, нанизанные на нитку).Спиртное

Мы пили в основном местное марочное вино типа "Лыхны", "Диоскурия" (120-130 руб. за бутылку 0,75 л.) и т.п. и чачу - виноградный самогон (за 1,5 л. - 150-180 р.). В супермаркетах можно также брать водку (мы пробовали "Немироф" и "Главспирттрест"). У местных жителей и в палатках можно найти домашние вино и коньяк, эти напитки нужно обязательно пробовать, т.к. качество не всегда хорошее, а стандартная тара - пластиковые бутылки, как правило, это 0,5 и 1,5 литра. Еще можно попробовать местное пиво "Сухум", оно достаточно вкусное, продается в стеклянных бутылках по 0,5 л. (20-25 р.)

Иногда ходили в кафе, это достаточно дорого и не всегда вкусно. Например, ужин в кафе "Старый базар" на набережной: 814 р. (10% чаевых обычно включается в сумму счета, т.е. счет реально был на 740 р., 74 р. сверху - чаевые). Ужин состоял из бутылки местного вина "Апсны" (200 р.), шашлыка, хачапура "Лодочка" и форели, запеченной в фольге. И мясо и рыба оставляли желать лучшего, хотя раньше в этом заведении кормили достаточно неплохо. Лекарства

В аптеках мало что есть, поэтому проще взять нужные лекарства с собой. Правда, на границе (при путешествии на машине) следует включить их в декларацию, хотя особо не проверяют, есть реально с собой медикаменты или же нет. Стирка и глажка одежды

Стирать можно только руками в тазике на улице. Ни одной прачечной или химчистки мы в Гагре не видели. Утюг лучше тоже прихватить по возможности с собой.Экскурсии

В этом году мы не ездили ни на одну экскурсию, т.к. во-первых, во многих местах уже были, а во-вторых, экономили деньги. Вообще при желании на экскурсию можно попасть несколькими путями: через экскурсионное бюро, с помощью аборигенов, которые оказывают подобные услуги в частном порядке на своей машине (как правило, с ними можно договориться дешевле, чем с экскурсионным бюро) и, наконец, на личной машине. (Правда, в некоторые места на легковой машине попасть невозможно из-за плохих дорог в горах. Например, мы так и не попали на Гегский водопад, т.к. наша "шестерка" там просто не прошла бы). Через бюро попасть на экскурсию легко. В каждом отеле, в нескольких палатках в городе (например, одна из них рядом с городским центральным рынком) и просто на улицах можно найти представителей подобных бюро. Получив небольшую предоплату, они тут же запишут вас на интересующую вас экскурсию. Если хочется съездить на экскурсию с помощью местного жителя, проще всего обратиться к хозяину дома, где вы снимаете жилье, вероятнее всего вам обязательно подскажут, к кому можно обратиться.

Если же хочется съездить на экскурсии самостоятельно, следует купить местный "Атлас Абхазии" либо другие путеводители. Единственный недостаток этого способа - отсутствие рассказа о том живописном месте, куда вы собираетесь ехать. Также минус, что при посещении пещер придется постоять некоторое время в очереди. Очередь связана с тем, что в определенные промежутки времени в пещеру с экскурсоводом попадает какое-то количество людей. Т.к. группы записываются заранее, все те, кто пришел сам по себе, имеют шанс купить только оставшиеся от группы билеты (например, если группа из 15 человек, а пускают 20, то у 5 счастливчиков есть шанс).

Кстати, при наличии машины есть шанс побывать в тех местах, куда не организуются массовые экскурсии.

Что касается нас, мы в этом году ездили на горячий сероводородный источник (в сторону Сухума, за Гудаутой). Там можно принять сероводородную ванну и обмазаться грязью. Честно сказать, после этих процедур наш загар заметно поблек, хотя мы ездили туда всего один раз… Еще наконец-то побывали в знаменитом ресторане «Гагрипш», открытом еще в 1903 г. Цены там примерно раза в 2 выше, чем в кафе, вечером живая музыка и танцы. Мое впечатление от ресторана: давно пора делать реставрацию, а качество блюд не соответствует цене. За 2 порции солянки, 2 салата, 2 кофе и порцию мороженого пришлось в общей сложности отдать (вместе с чаевыми) 910 руб.

Еще в этом году мы ездили в парк на набережной и в развалины крепости при въезде в Гагру, на территории которой есть сохранившийся храм IV века. Также в горах видны несколько замков принца Ольденбургского, но рассматривать их вблизи не стоит - они неплохо сохранились снаружи и сильно разрушены, если смотреть изнутри, фактически от них остались одни стены.

Прочие развлечения

Аквапарк рассчитан скорее на детей, стоимость билетов: взрослый - 500 р., детский - 200 р. Дискотеки. Мы ходили на дискотеку при развлекательном комплексе "Алые паруса", билеты всего 20 руб. Музыка нам не понравилась, т.к. была рассчитана на молодежь 18-20 лет. Поскольку лет нам побольше, мы откровенно скучали, сидя за столиками и распивая вино. Водные развлечения - прокатиться на воздушном шаре над морем, небольшое судно для прогулок, "ракета". Также можно спуститься на параплане с гор, взять лодку напрокат для ловли рыбы в море.

В конечном итоге после отдыха в Абхазии в этом году мы пришли к выводу, что на следующий год поедем за границу. В Абхазии за 4 года уже поднадоело, на российском побережье Чёрного моря останавливаться не хочется (уровень сервиса не соответствует уровню оплаты за него, слишком много людей и грязное море).

Если кто-нибудь захочет задать вопрос, касающийся нашей поездки, то можно написать мне: n_jonny@mail.ru

Абхазия: цены ниже!
AndyLas
Каждый год мы вместе с женой ездим отдыхать в Абхазию на машине. Весь участок из Москвы до места отдыха занимает у нас 22 часа максимум (с отдыхом в машине 2 часа на любом посту ГАИ, например: Джубга). За рулем я еду один, т. к. жена плохо водит машину. Деньги всегда держим в сумке, т. к. преступности на нашей любимой трассе - М4 нет, а ограбить могут и в Москве. Золото никогда с себя не снимаем. А чтобы не было проблем с ГАИ, надо соблюдать ПДД. Трасса хороша тем, что везде есть указатели, как вы их проехали непонятно? В принципе, без опыта вождения на дальние расстояния лучше на машине не ездить. Наш вам совет: из Москвы выезжайте в 3 часа ночи в субботу, тогда проскочите всех ГАев и пробки (комбайны). Мы обожаем отдыхать на Кавказе, и не променяем ни на какую заграницу. Не надо вводить людей в заблуждение. Откуда вообще вы взяли такие цены в кафе? Что-то в вашем рассказе не срастается: то вы готовите сами, то вы ходите в кафе с бешеными ценами. Где логика? Между прочим, Гагры и Пицунда всегда отличались своими высокими ценами, неужели за 4 года вы этого так и не поняли? С таким настроем лучше отдыхайте на даче в Подмосковье. Удачи!
Абхазия: цены ниже!
Горящие туры в Абхазию!!!
Спецпредложения с выгодой до 30%! Туры рассрочку или кредит.