Зарисовки с берегов Босфора и горной Болгарии

Отзыв написан: 25 июля 2007 г.

Вступление

Путь мой в этот раз лежал из южно-уральского города Екатеринбурга, в северо-израильский город Хайфу. Две точки разделялись немалым расстоянием в 4000 километров и сравнительно немалой стоимостью авиаперелета. Посему, поиски оптимального варианта попадания в Израиль, я начал задолго до вылета.

Екатеринбург и Израиль связывает еженедельный авиарейс "Уральских авиалиний", стоимостью чуть более 500 долларов. Кое-кто летает в Израиль через Москву на "Трансаэро", за 450 долларов. Теоретически, на этом все возможные варианты иссякают.

Теоретически.

Несколько менее известный широкой общественности вариант, это использование российских чартеров, летающих на протяжении курортного сезона в Турцию, Грецию, Кипр, Египет и другие страны. Обычная стоимость такого вот перелета в тот же Египет колеблется от 200 до 250 долларов в обе стороны. Нередко за эти же самые две с половиной сотни долларов, реально получить еще и место в недорогом отеле, где-нибудь в Шарме.

Однако, в данной ситуации эти варианты не подходили. Идеальный шанс попасть в Израиль через Египет отпадал в виду сложностей с получением обратной египетской визы при возвращении в Египет, т.к египетские власти штампуют въездные визы лишь в аэропортах, а никак не на наземных переходах с Израилем.

Анталия отпадала из-за отсутствия авиарейсов в Израиль, а путь в Стамбул, откуда летает и Эль-Аль и Теркиш эйрлайнс - долог.

Кипр не подошел из за сроков, т.к состыковки получались крайне неудобные, с потерей более, чем 3 суток по пути туда и обратно.

Греческие Салоники изначально показались удобной транзитной точкой, я даже забронировал билет, однако… повествование об этом пойдет дальше!

В путь!

23 мая, аэропорт Ататюрк города Стамбула. После прохождения паспортного контроля, перво-наперво иду в кассовый зал, где выясняю ситуацию по билетам Стамбул-Тель-Авив. Узнанное ничуть не воодушевляет. Билеты в Израиль дорогие (более 330 долларов), более дешевый тариф - 243 доллара уже распродан на сегодня и мне предлагается попытать удачи на завтра с утра. Кроме этого мне сообщают, что если мне повезет, то можно будет купить билет в Израиль за 163 доллара, при условии, что я прибуду в аэропорт в день вылета и останутся места на данный тариф. Что ж…принимаю к сведению.

Попутно заглядываю в офис ливанской авиакомпании МЕА, чьими услугами предполагал когда-то воспользоваться. Они не летают в Израиль, а билет до Аммана стоит порядка 250 долларов в обе стороны. От данного варианта я отказался.

Стамбул

Стамбул… город контрастов. Запад и Восток. Но контрастов с каждым годом все меньше, ибо город циклопическими шагами превращается из древней оттоманской столицы, в современный западный город, центр бизнеса, индустрии и туризма. Море современных высотных зданий, поражающие воображение дорожные развязки, огромные торговые центры, масса новых европейских и японских автомобилей.

Линия монорельсовой дороги уже достигла аэропорта и теперь вовсе не нужно тратиться на такси, или простаивать по часу и более в пробках на автобусе. Скоростной "трамвайчик" за 20-25 минут доставит вас до исторического центра Стамбула, причем стоить это будет не более $0,75.

Пару лет назад, читая в прессе о намерении Турции стать членом Евросоюза, я скептически усмехнулся - да куда им там, с их грязными базарами, шовармой и азиатско-мусульманским наследием! С тех пор я побывал в Турции трижды. И с каждым разом все более убеждался в том, что страна меняется на глазах, прогресс очевиден и их надежды на ЕС - вполне реальны. Уже сейчас страна фактически достигла уровня ВНП на душу населения, схожего с такими странами, как Польша, Чехия и Венгрия. Судя по всему, вопрос о вступлении Турции в ЕС является не столько экономическим, сколько политико-демографическим, ибо Евросоюз - это в первую очередь объединение христианских государств Европы.

В данном повествовании я обойду стороной описание красот Стамбула, ибо все это в обилии присутствует как в путеводителях, так и в моих предыдущих рассказах о путешествиях в Турцию.

Отогара Стамбула (автовокзал) - это громадный комплекс, включающий в себя станцию метро, сотни офисов автобусных компаний, многие сотни автобусных линий, связывающих Стамбул со всеми городами Турции, Европы и Ближнего Востока. Тут я сытно пообедал в ресторанчике, порадовав желудок экзотической шовармой из баранины, вкуснейшим рисом с затрой, салатами и кисломолочным кефиром Эйран.

После трапезы я отправился на поиски компаний, осуществляющих автобусное сообщение с Грецией. Фирма называлась Varan tourism, а вторая - "Ulusoy". Однако, меня поджидало разочарование - утренний автобус в Салоники уже ушел, а вечерний прибывал в крайне неудобное время, вынуждая меня провести в Салониках лишние сутки. Итак, выработанные заранее варианты отпадали один за другим. Ситуация становилась все более занятной. Одному богу было известно, в какой стране мне уготовано провести грядущую ночь и из какой страны я наконец-то вылечу в Израиль.

В раздумьях я прогуливался по станции, когда, заметил несколько в стороне от терминала, стоянку для большегрузных семитрейлеров. По крайней мере, на одном из них присутствовала надпись на греческом языке. А что, если попытать счастья и договориться с греческим шофером, если тот, разумеется, в ближайшее время отправляется на Грецию?

Выяснилось, что тот действительно скоро отправляется в путь, причем до самых Салоник! Он изьявил желание подбросить меня до нужной точки, однако сразу предупредил, что путь неблизок, а простои на границе могут занимать от часа до…суток (!).

В итоге, примерно через полтора часа, мы выруливаем на автостраду и берем курс на греческую границу. Шофер пояснил, что ближайший к Стамбулу КПП расположен в районе Ipsala / Feres, этим путем следуют все туристические автобусы и частные автомашины. Однако, для грузового транспорта там сущий ад, ибо очередь грузовиков растягивается на километры и совсем не редкость, когда в ожидании таможеного контроля, можно провести двое суток и даже более!

Поэтому мы направляемся к другому, более удаленному погранпереходу - Edirne / Kostenees, который, как следует из его названия, находится совсем рядом с древним городом Эдирне, столицей европейской части Турции. Наш "бронепоезд" - новенький Volvo, с прицепом-рефреджиратором, возвращающийся в Грецию из Ирана, куда он отвозил мороженые мясопродукты, а сейчас везет оттуда финики. Водитель поделился своим недовольством от работы иранской таможни, где его продержали почти полдня, из-за какой-то там недостающей бумажки.

…На часах - 15:30, мимо нас проплвает указатель "Edirne - 10 km" и далее - "Yananistan - 17 km, Bulgaristan - 29 km". Мы на развилке торговых путей! Несколько в стороне я замечаю мощные шпили одринских мечетей и про себя отмечаю, что не грех посетить этот город при случае. Дорога пролегает через сельскохозяйственные районы. Мы то и дело вынуждены обгонять крестьянские телеги запряженные лошадьми, трактора, грузовики, груженные сеном.

Минут через десять мы плавно подьезжаем к нескончаемой очереди из сотен грузовиков. Водитель не успел еще сказать ни слова, но я, отметив, что до перехода еше не менее 5 километров, а очередь тянется аж отсюда…черт возьми, судя по всему в ближайшие несколько дней мне Салоник не видать как своих ушей !

Мы останавливаемся в хвосте очереди. Водитель тяжело вздыхает и заглушает мотор. Затем, глянув в мою сторону с сожаление обьясняет, что это надолго и если я тороплюсь в Салоники, то имеет смысл пересечь границу пешком, а на греческой стороне найти подходящий транспорт. Правда, он тут же добавляет, что ближайший к границе городок, Костанес - это крохотное местечко, выбраться из которого может быть нелегко, если только автостопом. Разложив перед собой карту Греции, я прихожу к неутешительному выводу - от данного погранперехода до ближайшего мало-мальски крупного греческого города, Александруополиса - более 150 километров, откуда до Салоник еще порядка 400. Время уже к вечеру, вылет в Израиль - на следующий день в обед. Эх, какое счастье, что билет лишь забронирован, но не выкуплен !

В результате непостижимых уже умозаключений, я отказываюсь от продолжения пути в Грецию. Новый план таков - вернуться в Эдирне, провести там вечер, а в 3.30 ночи отправиться с поездом Стамбул - Белград до Софии, куда я прибуду в 10 утра. Сердечно поблагодарив грека-водителя, выхожу на шоссе, через несколько минут останавливаю долмуш (маршрутное такси) и возвращаюсь в Эдирне.

Эдирне

Этот город, известный также под именем Одрин, Здирна и Адрианополь, является вторым центром европейской Турции. Его географическое положение в 18 км от границы с Болгарией и в 10 км от Греции, превращает Эдирне в поистине ворота Турции в Европу. Город небольшой (около 120 тысяч жителей), но очень древний, достойный как минимум короткого визита, особенно, если ваш путь пролегает мимо.

К наиболее значимым достопримечательностям Эдирне относятся жемчужены великого архитектора Синана - Мечеть Сулемийе XVI века с 999 окнами, 4 огромными минаретами и уникальными фресками и узорами. Несомненно, достойны интереса мечети Эски Камии, мечеть Баязида, Дворец танцующих дервишей (Мурадие) и несколько живописных крытых базаров. Ценители турецких бань, не откажутся от посещения Сокурлу Хамат - старинного банного комплекса.

Город очень уютен и живописен. Много парков, прогулочных променадов, сотни небольших кафе и магазинчиков. Тут я пообедал, отведав оригинальный суп Шкембре Чорба, баранину с картофелем и салатом, плюс Эйран с душистыми булочками. Цены в Эдирне заметно ниже стамбульских, для сравнения, схожее меню в Стамбуле стоило около $5, тогда как тут - $3.

Вдоволь нагулявшись по городку, я понял, что силы иссякли. Бессонная ночь перед вылетом из России, плюс коловращения этого дня сделали свое дело. Жутко тянуло в душ, а затем ко сну. Я остановился в небольшом отельчике "Kent", где комната с удобствами на этаже обошлась всего в $5. Перед тем, как я окончательно отошел к заслуженному отдыху, сбегал, приобрел незаменимого спутника - будильник, без которого мои шансы поспеть на Восточный экспресс были бы весьма сомнительны! Помимо этого, имело смысл побывать на вокзале и купить билеты.

С этой целью я, предполагая, что вокзал должен быть где-то в центре, подошел к полицейскому и спросил его. Тот, не особенно поняв моего вопроса (как выяснилось далее), повел меня в участок, где серьезного вида офицер проверил мои документы и спросил, что именно мне нужно. Вновь обьясняю, что собираюсь в Болгарию, а перед этим хотел бы удостовериться, что вокзал имеется как факт и что там продаются билеты. Мне было предложено проследовать к полицейскому минибусу, после чего мы выехали в путь в сторону вокзала. Как мне показалось. Моими соседями оказались три турецких полицейских в автоматами, молча сидевших в салоне.

Однако, минут через пять я понял, что что-то не так. Мы покинули город и выехав на шоссе, взяли путь куда-то на запад. Мои попытки выяснить, куда мы, собственно говоря едем, ни к чему не привели. Те искренне не понимали ни слова по-английски. Очень скоро я понял куда меня везут - на болгарскую границу! Боже, какой абсурд, мои вещи в отеле в Эдирне, а эти люди, думая, что делают доброе дело, везут меня на границу!

Высадив меня перед самым погранпунктом с громадной надписью "TURKYE", те развернулись и уехали назад в Эдирне. Было жутко неудобно просить их везти меня назад, те бы явно не поняли, в своем ли я уме. Видимо мои объяснения, что я ищу вокзал, откуда отправляется поезд в Болгарию, они приняли за мое желание срочно попасть на болгарскую границу.

По пути я отметил про себя, что столь длинной очереди из грузовиков, я не видел никогда в жизни. Хвост очереди как раз расположился возле указателя "Bulgaria - 11 km", вот и делайте выводы! Этот переход с Болгарией называется "Капикуле", а его болгарский собрат по ту сторону границы - "Капитан Андреево". Тут же, рядом, расположена пограничная железнодорожная станция. Туда я и отправился, надеясь по крайне мере купить билет.

Путь пролегал через непонятное место с десятками брошенных домов с пустыми глазницами окон, спутанными рядами колючей проволоки, покосившимися наблюдательными башнями и ржавыми скелетами автомобилей, брошенных то тут, то там. Минут через десять я дошел до здания вокзала, однако, выяснилось, что билеты на этот поезд продают только по прибытии поезда, когда станет известно о наличии свободных мест! Бред, до боли знакомая "совковая" система!

В расстроенных чувствах топаю назад, к погранпереходу, а в душе - просто поражаюсь абсурдностью происходящего! С другой стороны, успокаиваю себя тем, что увидел то, что вряд ли увидит простой турист. Но, некий голос подсказывает - "А кому это интересно, а?!". На переходе удается договориться с болгарами, следующими в Стамбул на своих Жигулях. Они подбросили меня до Эдирне.

…Просыпаюсь от звонка будильника. В кромешной тьме, в попытке заглушить оный, роняю его на пол, от чего китайская техника предательски разлетается на сотни мелких деталей (возможно их было только десять, честно говоря, я не считал!). Включаю ночник. Времени - около 2 часов ночи. До отправления поезда - полтора часа. Ощущаю, что хронически не выспался, безумно хочется спать дальше и до упору, но…труба зовет в путь!

В фойе бужу дежурного, возвращаю ему ключ и выхожу на улицу. Холод - собачий и ни одной живой души. Так же, по-прежнему неизвестно месторасположение городского вокзала. Наверное, опытный путешественник заметит, что стоило купить карту города. Так вот - карту я искал весь световой день. Город не туристический и карты тут не водятся..!

Делать нечего, топаю к центральной площади, нахожу таксиста и прошу отвезти меня на вокзал. Тот хронически не понял, что я имею в виду под загадочным выражением railway station. Вспомнив надпись на ж.д станции в Капикуле "Kapikule Gar Hudut Kapisi", говорю ему - езжай на Гар Худут!

И мы поехали. Минут через пять я испытал легкий шок, т.к мы стремительно покинули город и выехали на знакомое мне уже шоссе до болгарской границы!!! В благородном негодовании я вновь повторяю ему, что мне нужен вокзал, а не граница в Капикуле! Ноль эмоций, тот лишь что-то мне кивает и едет дальше. И вот я снова в злополучном Капикуле. Мало того, что мой поезд еще только через 2 часа сюда прибудет, так мне пришлось заплатить за такси почти 12 долларов!

Тем не менее, забегая вперед, замечу, что во всех абсурдных ситуациях этого нескончаемого дня, прослеживалась одна линия - провидение упорно вело меня к цели. И вот почему - к своему величайшему удивлению, мой поезд не только УЖЕ прибыл на границу, но он отправлялся уже через 5 минут (!). Стоит ли говорить, что турки не сменили вывеску зимнего расписания на летнее, а ведь летом поезд отправляется на 3 часа раньше!

И второе, по-турецки Гар-Худут означает не больше и не меньше, как "Пограничная станция"! Стоит ли удивляться тому, что и полиция и таксист упорно везли меня не на вокзал Эдирне, а на погранпереход Капикуле ?!

Стрелой мчусь к поезду. По пути меня окликивает полицейски и указывает на пункт погранконтроля, где следует получить выездную печать. Бегу туда, печать получаю. Бегу назад. Тут, поезд издает предупреждающий свисток и трогается с места. На ходу успеваю заскочить в какой-то из вагонов!

Едва отдышавшись, оглядываюсь по сторонам. Вагон, похоже румынский. Выхожу из тамбура в коридор и сталкиваюсь с проводником, который что-то мне говорит по-румынски. Говорю ему, что ищу вагон на Софию, тот, на ломаном английском обьясняет, что болгарские вагоны - в самом конце состава.

Неожиданно вспоминаю, что так и не купил билеты. В дополнение ко всему, было бы весьма резонно попасться кондуктору и заплатить штраф за безбилетный проезд! За окном, меж тем, проплывают ряды заграждений, пограничная вышка, а сразу после нее мост через реку Марицу, за которым уже Болгария. Теперь самое важное не попасться кондуктору до прибытия в Свиленград (болгарская пограничная станция). Будучи в Свиленграде, можно сбегать на станцию и купить уже внутри-болгарский билет до Софии, который будет стоить от силы 3-4 доллара, вместо примерно $20 от Капикуле.

Данное предприятие с успехом удается. Минут через 15 мы останавливаемся в Свиленграде. Доброе утро, Болгария !!!

Болгария

Через пару минут после прибытия в Свиленград, в вагон поднимаются болгарские пограничныики и таможня. За окном здание вокзала и вывеска - "Свиленград. Български державни железници". Мне пришлось временно приземлиться в одном из купе, ибо до окончания погранконтроля, выход на вокзал запрещен.

Пограничники быстро и корректно проходят по вагону и штампуют паспорта. Протягиваю им заранее заготовленный  паспорт.

Сразу после контроля, иду на станцию и покупаю билет Свиленград-София, стоимостью 9 лева ($5). Какое-то время спустя после отправления, в купе заглядывают кондуктора. Покупка билета была как нельзя кстати!

Мои соседи по купе - пожилая пара болгарских турок и молодая пара, судя по чрезмерной смуглости их кожи - цыган, или албанцев. Публика вполне доброжелательная. Мы долго и с пониманием обсуждали экономические трудности Болгарии, осуждали эпоху правления Тодора Живкова, активно депортировавшего этнических турок из Болгарии. С другой стороны, про себя я отметил, что лишь полное разграничение народов может принести мир. Депортация турок из Болгарии была болезненной, тяжелой, для многих - трагичной. Но именно этот шаг спас Болгарию от демографической катастрофы, ибо рождаемость среди турок, втрое превышала рождаемость болгар. Турки же, в перспективе, могли поставить под угрозу само существование Болгарии, как славянского государства. Именно жесткие меры смогли предотвратить сценарий, схожий с югославским.

Следущим испытанием на моем пути стала более, чем 3 часовая стоянка в Димитровграде. Все болгарские вагоны были отцеплены и отогнаны на запасной путь в ожидании поезда Дитмитровград-София. От негодования и обиды хотелось биться головой о стену! Эта стоянка не была предусмотрена расписанием и все пассажиры, чертыхаясь и ругая на чем свет стоит родную железную дорогу, разбрелись по вокзальным кафе.

Я же отправился на прилегающий к железнодорожному, автовокзал. К моему величайшему удивлению, Димитровград - город с более, чем 60 тысячным населением, имел всего 2 автобуса в день в столицу, 3 в Пловдив и 1 в Бургас! Все они отправляются ранним утром и давно уже ушли. И как так можно жить ? Ничего не оставалось, кроме как погулять по городу и вернуться на вокзал…

Димитровград - вообщем-то малоинтересный провинциальный городишко и нога туриста вряд ли тут когда-нибудь ступала. Он достаточно уютен и вообще, впечатление, как будто жизнь тут замерла. Печать бедности и грусти лежит на некогда красивых, сталинской эпохи домах.

На вокзале, в поисках обменного пункта, я разговорился с мужчиной, прекрасно говорящим по-русски. Когда-то он работал инженером-нефтянником в Сургуте, а теперь - чистильщиком туалета в Димитровграде. Потом к нам подошла пожилая женщина, как оказалось - русская, вышедшая замуж за болгарина лет 30 назад. Он, учительница русского языка и литературы, вот уже несколько лет вынуждена подрабатывать дворничихой, дабы свести концы с концами.

В городке нет работы, молодежь уезжает искать счастья в крупных городах - Софии и Пловдиве. Человек, зарабатывающий более 100 долларов в месяц, считается тут хорошо устроенным…

В очередной раз болгарские ж.д нанесли мне сокрушительный удар в Пловдиве, где наш поезд встал на более, чем 2 (!) часовую стоянку. Представьте себе ситуацию, что скорый поезд, т.н "бързи" движется из точки в точку с такими вот безумными остановками. 300-километровый отрезок пути от Свиленграда до Софии, этот убогий скорый поезд преодолевал за…8 часов!!!

Не в силах терпеть более этот беспредел, я отправился на автовокзал, занял место в автобусе на Софию и уже через 1.5 часа сошел возле отеля Плиска в болгарский столице, где у нас была назначена встреча с Калиной. Перед этим я посетил гостиничную уборную, где, расположившись как у себя дома, принялся за утренний моцион, включающий в себя умывание, чистку зубов, бритье и даже мытье головы.

Калинка - изящна и мила, как и год назад, как все то время, что мы знакомы! Через пару минут мы уже восседаем в ее машине. Решено пообедать в знакомом мне китайском ресторане, после чего берем курс на Пирин - горный кряж в южной Болгарии, а именно - в городок Банско, туристический центр края.

Дорога пролегает на юг, через города Дупница и Благоевград. Слева остается своротка к Рильскому монастырю - жемчужине Болгарии. Там мы побывали в прошлом году, поэтому, с учетом весьма ограниченного времени, продолжаем путь в Банско. На сотом километре от Софии, сворачиваем влево и начинаем подьем в горы.

Банско, Пиринские горы

Милый маленький городок, административный центр Пиринского края. Городок известен своей отлично сохранившейся архитектурой эпохи болгарского возрождения 18-19 веков. В центре - старинная церковь, с самым натуральным гнездом аиста, старинными колоколами. Узенькие мощеные улочки, традиционные крестьянские дома из натурального камня. Множество маленьких, семейных ресторанчиков - "мехина". Эх…ничто не сравнится с чудесной болгарской мехиной, ее добротной пищей, милыми хозяевами и…потрясающе низкими ценами!

В Банско великое множество семейных пансионов и отелей самых различных уровней и классов. Искателям роскоши и звездности тут не место, зато истинным ценителям красоты этого края, уюта, душевного тепла и умиротворения, могу лишь сказать - Добре дошли в Банско!

Со всех сторон городок окружен мощными горами, увенчанными снежными шапками. Пейзажи поражают воображение..!

На следующи день вечером, пришло время расставания с чудесным Банско. Вновь пакуемся, спускаем вещи в автомобиль. Мы возвращаемся в Софию. Мой обратный поезд в Стамбул - в 19:55.

И тут, уже в Софии, проклятые "Державни железници" наносят мне последний удар - мой поезд уже ушел(!). Он ушел в 18:10, т.к расписание неделю назад сменилось на летнее. Но, о боги, какого дьявола они не меняют расписание на вокзале?! В страшном раздраженнии посылаю многоэтажным матом какого-то занудного цыгана, что-то канючившего сбоку. Тот, увидев мой безумный взгляд, в страхе покидает место сражения.

В результате мы с Калечкой отправляемся на расположенный напротив автовокзал. Там ситуация в корне иная - в Стамбул идут сразу 5 автобусов, причем начиная с 19:00 - каждый час, вплоть до полуночи! Шофер, у которого я поинтересовался стоимостью проезда, тихим голосом заметил, что если я подойду к отправлению, то он возьмет меня за 20 лева ($13). Ага… все ясно, балканские страсти, что ж, нет вопросов! Просто шофера по-маленьку работают в обход начальства и подсаживают пассажиров по-черному.

Перед отправлением, мы, с Калинкой успеваем погулять по центру города, закусить в кафешке и нормально, без спешки попрощаться.

Снова в Капикуле и атипичная пневмония

Автобус довольно быстро покидает Софию и поддерживая крейсерскую скорость в 120 км/ч, достигает границы уже к полуночи. Проезжаем знакомый уже Свиленград и вскоре останавливаемся на границе. Пассажиры покидают салон и выстраиваются в очередь к будкам погранконтроля. Процессс протекает довольно быстро и уже через полчаса болгарский терминал с надписью "Република България, ГКПП Капитан-Андреево" остается позади.

Метров через пятьсот останавливаемся перед турецким терминалом. И тут начинается нечто! На турецкой стороне творится неописуемое. Не менее пяти десятков автобусов в полном беспорядке стоят посреди огромной площади, освещенной прожекторами. Много сотен пассажиров - болгар, сербов, румын, молдаван, венгров, турок и бог знает кого еще носятся по этой само площади из одной очереди в другую. Крики, шум, гам, дикая толчея. Горы багажа стихийно возникают то тут, то там - челночный интернационал в действии!

Понять что-либо трудно. По слухам, нужно заполнить некую анкету на предмет атипичной пневмонии. Где эту анкету берут и кому ее сдавать - не имею ни малейшего представления. Минут десять уходит на поиски анкеты, их, как оказалось, расхватывают из картонной коробки, стоящей возле здания таможни. Быстро выставляю крестики в нужных местах, бегу к погранконтролю, но выясняется, что прежде нужно бежать к окошечкам министерства здравохранения, где эту анкету "подтверждают" здоровенно печатью в паспорте! И лишь потом можно смело становиться в очередь на погранконтроль. Как минимум полчаса стою в оереди, как вдруг турецкий пограничник уходит и мы по-новой становимся в другую очередь. Народ недовольно ропочет, кто-то выкрикивает "Пызда матерна, диаволски турчаки!".

Получив заветную въездную печать, наши мучения не заканчиваются. Теперь следует вытащить все вещи из автобуса, разложить их на длинные скамьи и ждать таможенной проверки. Тут мы проводим не менее часа, но проверки все нет. Кто-то высказывает мысль, что можно вернуться в салон. Так и поступаем.

На часах - 3 часа ночи. Мы покидаем пограничный пункт Капикуле и берем курс на Стамбул.

Отдых в Турции со скидкой 30%

Турция со скидками. Лучшие цены на отдых!
Интересные акции каждую неделю, удобный онлайн поиск туров!
1001% надежности: страхование туристов!