Якутск. Россия
Отзыв написан: 7 апреля 2014 г.
Поездка в Гонконг началась вечером 19-го декабря, в самый разгар сезона ожидания западного Рождества.

Самолет С7 вылетал из Якутска поздно вечером в Пекин, мы все кучковались в международной зоне, кто как мог пытался развлечь себя перед дорогой. В прежние десятилетия, помнится, ожидание рейса было мучением, время текло медленно, люди уставали еще не ступив на заветный борт самолета, а в этот раз время пролетело быстро, и вскоре мы все уже дружненько заняли места в зелененьком кузнечике С7 до Пекина.

Трехчасовой полет до Пекина пролетел также почти незаметно, я даже успел заснуть и проснуться, хотя раньше сон в самолете мне казался кощунством, пустой тратой времени. Но за окном ничего интересного не происходило, кроме темной и холодной морозной мглы.

После посадки в ночном Пекине, наш самолет робко подрулил к гигантскому бесконечному стеклянному аэровокзалу, на полосе даже не тронутой снегом, отражался только свет прожекторов, которые даже в ночной мгле, еле пробивался сквозь пелену вездесущего пекинского смога. Капитан так бодро отрапортовал о прилете, словно Пекин был другой планетой, а не столицей соседнего с нами государства. Однако, даже по прилету все же чувствовалось, что Пекин- один из древнейших городов мира с необычайной историей, и он стоит на краю великой монгольской пустыни, которая всегда играла такую важную роль в судьбе этого знаменитого города.

При выходе на трап дыхнуло холодным степным воздухом, в рукаве стояли китаянки со швабрами и щетками, которые сразу бросились мыть и прибирать наш самолет, как только его покинул последний пассажир из далекого Якутска. Аэровокзал пекинского аэропорта «Столичный» произвел на меня неизгладимое впечатление, он оказался чудом архитектурной и инженерной мысли, даже нью-йоркский Кеннеди не мог поразить такими масштабами, но при этом, он не подавлял бедного пассажира своим размерами, наоборот, был каким-то легким, воздушным, даже ажурным, интересным и приятным местом для пребывания. Одним словом, простор и чистота, в первом часу ночи народу почти не было. Однако же, судя по всему, китайцы были исполнены решимости показать всему миру свою мощь и энергию, и этот аэропорт, построенный к началу Олимпиады 2008 года, был тому лишь лишним подтверждением.

Всю ночь мы проходили по гигантскому аэропорту «Столичный», при этом, всюду были кафешки новозападного типа как Starbucks, брендовые магазины, которые не закрывались ни на час, но все как-то без суеты, кто хотел спать- мог спать в креслах, кто желал делать покупки- мог их сделать, все было таким бесшумным, видимо, размеры помещений как-то нивелировали шум и суету таких мест.

Наконец, настало утро, и посреди декабря, в сезон самых коротких дней в году в северном полушарии, над Пекином показалось солнце, которое смело пробивало свои лучи сквозь вездесущий пекинский смог. Вдали виднелся какой-то жилой массив а-ля Зеленоград, потом шел крупный лесопарковый массив а-ля Химкинский лес, и полоса, на которой в очереди на взлет стояли пузатые аэробусы с красными дракончиками. Нас отправили в особенный рукав, так как рейсы в Гонконг, Макао и на Тайвань считаются международными, рукав был снова ледяным, видимо китайцы не видели смысла тратиться на отопление, ведь это было самое крупное здание аэровокзала в мире.

В утреннем самолете на Гонконг китайских авиалиний AirChinaнас встретили утрированные китайские стюардессы, они были все как на подбор худенькими куколками в аккуратной отутюженной форме, при этом никогда не смотрели в глаза пассажирам, молча приветствовали кивком головы, робкой улыбкой и виновато опускали глаза.

Китайский капитан долго говорил приветствие на китайском, затем столь- же долго на английском, и мы поняли, что лететь до города мечты- Гонконга ровно три с половиной часа. Стюардессы испуганно смотрели на пассажиров, словно боялись пассажиров как непредсказуемых и опасных детей и всячески пытались упредить их капризы и шалости.

В очереди на взлет было много самолетов, но почти все AirChina, все новые Боинги, и, учитывая, что каждый борт стоил уйму денег, можно было сделать вывод, что правительство Китая вложило в своего перевозчика достаточно средств, чтобы продолжить завоевание мира с этой взлетной полосы.

Когда мы взлетели, то внизу показались бесконечные предместья Пекина, и, поскольку, стояла степная зима, все топились за счет угольных станций. Десятки, сотни труб исправно коптили пекинское небо, внося свою лепту в дело загрязнения воздуха. Внизу были видны ультрасовременные развязки, потоки машин, железная дорога, склады, корпуса фабрик, наконец, солнце Китая снова стало светить в иллюминаторы и слепить пассажиров.

Мы захлопнули светофильтры и приготовились к завтраку. Завтрак оказался обычным омлетом с чаем и булочкой, рядом со мной сидели две китайские тетушки, которые тоже с радостью набросились на еду.

Полет над Китаем оказался очень интересным событием, я- бы даже сказал, поэтичным. Несмотря на декабрь, солнце нещадно жарило наш самолет, страна только просыпалась, внизу уже были видны зеленые равнины, изумрудные горы, речные долины. Все цвело и пахло. Видимо, китайцам очень повезло, что их страна вся располагается в теплом поясе Земли, где такой мягкий климат, немудрено, что цивилизация зародилась в Китае много тысячелетий тому назад на плодородных берегах великих рек, в то время как в ныне цивилизованной Европе еще стоял каменный век.

В Южном Китае уже стали видны высокие горы, даже какие-то ущелья, сквозь которые змеились русла рек. В столь ранний утренний час над этими ущельями поднимался какой-то туман, который зависал над ними в причудливой дымке, и представлял собой потрясающее по своей красоте зрелище. Теперь ясно, почему на всех картинках, и иллюстрациях к своему чаю китайцы таким образом воспевают красоту своих мест.

Не в правилах китайских пилотов заранее объявлять о предстоящей посадке, они просто начинают снижаться и неумолимо кружиться над нужным аэродромом.

Почувствовав первые потуги самолета, мы снова любопытно выглянули в окно. Внизу уже стояла почти летняя погода, весело искрилось лазурное Южно-Китайское море, сплошь и рядом усыпанное многочисленными джонками под парусами, которые бесстрашно путались под ногами у громадных супертанкеров, пришедших в устье огромной реки к Гонконгу со всех концов света. Густые потоки темной пресной воды медленно смешивались с лазурью морской в каком-то ужасающем гигантском месиве на многие километры, что вызывало вселенский страх и трепет.

Через несколько минут под нами проплыли Гуанчжоу, Макао с аэропортом, похожим на конусовидный терминал Д в Шереметьево, затем снова показалась вода, озорные чайки, которые радостно сопровождали самолет, наивно полагая, что он тоже- птица, потом снова показалась вода и асфальт полосы.

Самолет вздохнул и приземлился в Гонконге. Гонконгский порт был прижат к морю, из окна была видна высоченная гора, всюду лился теплый матовый солнечный свет посередине декабря. Полоса была сплошь заставлена огромными аэробусами, бока и крылья которых отливали блеском, и которые как люди стояли на оживленном перекрестке, раздумывая кому кого первым пропустить вперед к перрону.

Аэропорт Гонконга оказался переполненным людьми со всех концов света, в воздухе была какая-то тропическая нега, пахло манго, и, оправдывая себя, как одного из самых оживленных деловых центров мира, люди тут и там спешили поскорее покинуть самолет и попасть в город.

Наконец, все собрались, забрали чемоданы, спрятали паспорта и сели в такси, теперь можно было ехать в город.

Такси оказалось государственным, вроде без всяких накруток, в котором была куча надписей, что если пассажирам что-то не понравится, то вот есть номер телефона, по которому можно пожаловаться на нерадивого водителя, его обязательно найдут и накажут за слабый сервис. Это нас приободрило.

Выезд из аэропорта оказался ультрасовременным хайвеем, таксист был очень приветливым китайским дедушкой. В следующую минуту, над нами пролетел на посадку А-380, самый большой самолет в мире, который надолго заслонил от нас солнце, от его вида захватило дух. А потом показались такие высокие жилые дома, по 50-60 этажей с ультрасовременной архитектурой, которые шли почти сплошной стеной по дороге из аэропорта до самого конца острова. Издалека было видно, что в каждом доме явно живет по нескольку тысяч человек, на некоторых балконах люди сушили белье и одежду.

Затем путь пролегал через вантовый мост, считающийся одним из самых крупнейших в мире, под ним свободно проходили супертанкеры. Соседняя бухта была необычайно красива как легендарная бухта Коломбо, с изумрудной водой, желтыми песчаными берегами, что наша глаза, давно отвыкшие от ярких красок лета, были не в состоянии оторваться от этой картинки, где первозданная природа соседствовала с футуристическими небоскребами, стоявшими по ее берегам в какой-то необычайной гармонии.

Но и это еще не был Гонконг, город начался после какого-то входного туннеля под морским проливом, совсем как в Нью-Йорке, где почти застопорилось все движение, кругом тревожно горели какие-то стрелки- указатели, а через минуту мы вынырнули наружу и увидели громаду Всемирного финансового центра, который тут- же заблистал в лучах солнца и был знаком еще по Интернету. Дедушка показал рукой на небоскреб, и что-то сказал по-китайски. Все в машине ахнули, ну вот, мы уже в городе мечты… Впереди был континентальный Коулун, а наша гостиница была на самом острове Гонконг, и таксишка снова нырнула в тоннель под бухтой Виктория.

Когда машина снова выскочила наружу, то оказалась уже в бетонно-стеклянных джунглях центрального района, небо закрывали здания- исполины банков Гонконга, на улице стоял плотный трафик, который все- же несмотря ни на что уверенно двигался вперед. По улицам передвигались фигурки людей, холеные клерки в модных костюмах, какие-то тетеньки в масках от вездесущих микробов, смеющиеся подростки в наушниках. Через какое-то мгновение показался знакомый силуэт Банка Китая, о котором рассказывала любой путеводитель об этом городе, все говорили, что это здание противоречит принципам фэн- шуй, такая у него архитектурная де необычная, противоречит всем канонам, хотя на мой взгляд, здание очень удачно вписывалось в окружающую местность и даже обладало каким-то своим особенным шармом.

В какой-то момент мне показалось, что я подглядываю за жизнью Гонконга как через какое-то волшебное стекло, и это все фикция, какой-то сон, эти стеклянные громады небоскребов, переполненные людьми мостовые, дороги с машинами, бесконечный поток жизни этого знаменитого мегаполиса. Еще сутки назад мы были в насмерть промороженном Якутске, где машины пробивали фарами себе путь в аэропорт сквозь густой туман как в адской фильме о покорении чужих планет, а здесь, в Гонконге, было так тепло и безмятежно, и город жил каким-то таинственным ожиданием грядущего Рождества.

Наконец, таксишка остановилась у нашего отеля с претенциозным названием EmpireHotelHongKongWanChai, к машине подскочили веселые парнишки- портье в стильных костюмах и модных галстуках, разумеется, на них были такие- же очки, а волосы набриолинены до блеска. Как только они открыли двери, на нас хлынул шум этого города, крики уличных торговцев, клаксоны машин, ветер с моря, который тормошил верхушки тополей, мы вышли и как маленькие дети задрали головы, высматривая крыши зданий, которые уходили куда-то далеко в небо.

В лобби отеля стояла рождественская елка, было очень уютно и красиво, видимо, над интерьером хорошо поработали дизайнеры, нас встретили очень радушно, каждому выдали электронные ключи от номеров. Мой номер на 7 этаже оказался таким небольшим, все только самое важное, при этом, несмотря на то, что на улице был далеко не июль, а скорее так, по- нашему сентябрьская погода со свежим ветром, на всю катушку работал кондиционер. Он прямо таки леденил воздух в номере, отчего после принятия душа, зеркала в ванной покрылись инеем, а белоснежные простыни казались снежными покрывалами равнин как на родных просторах матушки Сибири. Кнопка выключения оказалась под тумбочкой, но при этом, кондиционер включался сам через 15 минут снова, как будто ни за что не хотел допустить в номер тепла. С окна открывался вид на какой-то шикарный зеркальный офисный центр с не менее интересным названием Orient Plaza.

Наконец, все, приняв душ, выскочили в лобби, а оттуда на улицу, чтобы хоть немного погреться на улице, в лучах заходящего декабрьского солнца.

На мостовых шириной всего в полтора метра яблоку было негде упасть, так много народу сновало то туда то сюда, бабушки с авоськами, набитыми морепродуктами, школьники с рюкзаками, работающая молодежь, которая по очереди заходила в двухэтажные автобусы на нашей Хеннесси- роуд и тут-же исчезала в разных направлениях. При этом, такие большие автобусы неслись по улице со скоростью поездов московского метро. По обеим сторонам улицы шла оживленная торговля, тут- же рядом в кафешках при тебе что-то жарилось, варилось и парилось, всюду стоял волнительный запах готовящейся еды, на асфальте лежали свежие газеты и журналы, рядом торговали одеждой, электроникой, напитками, свежими фруктами и опять едой.

При этом, каждый магазинчик и кафе имели фасад всего в 2-3 метра на улицу, чего должно было по сути хватить, чтобы к себе завлечь новых клиентов, всюду были надписи, ценники, меню, буквы вывесок светились ярким неоном, что казалось, весь вечерний Гонконг- это магическое место, наполненное загадочными символами, талисманами, как в каком-то глубоком мистическом сне или трансе. Наконец, наша проголодавшаяся группа зашла в небольшой частный ресторан семейного типа с названием SeattleLobster. Мужчина в традиционном китайском костюме вежливо пригласил нас на второй этаж, который стоял как веранда над бурлящим уличным потоком, сплошь заставленный столами. На толстых стенах кирпичной кладки начала прошлого века висели картинки с поп- артовыми фото, запечатлевшие жизнь американской глубинки в стиле Энди Уорхола. Это еще раз подчеркивало необычность жизни в этом городе, в котором встретились культуры Запада и Востока, а прошлое с настоящим и будущим.

Ужин оказался очень вкусным, хозяева подали какие-то морепродукты, все было таким свежим, а порции по сравнению с российскими, просто гигантскими. Наши все за столом радостно галдели, как школьники, выехавшие на экскурсию выходного дня в соседний город, и нарвавшиеся на бесплатное мороженое, чем порядком напугали хозяев, так как они видимо, не привыкли к таком шуму, издаваемому туристами за одним столом.

Когда все вышли на улицу, то гонконгская ночь уже вступила в свои права. Мы решили пойти в сторону бухты Виктория, дабы посмотреть на знаменитые на весь мир пейзажи с небоскребами. В какой-то момент мы переходили по мосту над бурлящим потоком Глоучестер- роуд, проходящей через весь центр Ван-чая, все стали как по команде фотографироваться, так как поток машин внизу был похож на бурлящую лаву искрящихся огней, а небоскребы по обеим сторонам улицы стояли как хребты проснувшегося вулкана. Когда мы шли по улице, то рядом за стеклянной стеной находился какой-то многоуровневый фитнесс- клуб, в котором по беговым дорожкам бежали молодые люди с накачанными мускулами, что всем стало ясно, Гонконг- сумасшедший город, живущий на максимально бешеных скоростях, в котором нет места компромиссу и слабостям, только погоня за техническим и финансовым прогрессом.

Город был почти голографичен, внизу несся поток Глоучестер- роуд, впереди был HKConventionCenter, сквозь который люди шли к паромной переправе, по бокам были круглосуточные магазины, мы оказались в огромном атриуме высотой в 12 этажный дом. Было непонятно, то-ли мы на улице, то-ли внутри небоскреба, всюду была причудливая архитектура 21 века, где не было разделения на общественные зоны, все было сблокировано друг с другом, что невероятно экономило время при перемещении из одного здания в другой без необходимости выходить на улицу, пересекать сложные перекрестки и переходы. Из метро можно было сразу попасть в гостиницу или на автобус.

О приближении к бухте Виктория в ночи возвестил запах моря, шум прибоя и работающих дизелей знаменитых паромчиков StarFerryкак из далеких фильмов из детства с участием Ван Дамма. Билет стоил по-нашему всего где-то 8 рублей. Здесь бухта Виктории была похожа на переправу с Манхэттена на Стейтен- Айленд в Нью-Йорке, то же столпотворение людей, туристов со всего света, щелкающих затворами, но все равно, со своим специфическим азиатским запахом жареной лапши со свежевыловленными кальмарами, медным привкусом морской воды, и светом всюду развешанных китайских фонариков.

Паромчик StarFerryприбывал каждые 10 минут, и был невероятно очаровательным артефактом, который продолжал исправно работать и в 21 веке. По свистку капитана, людской поток хлынул на борт корабля и за пару минут все заняли свои места. Потом паромчик вышел в саму бухту и его стало качать океанскими волнами, виду пассажиров открылись фантастические виды на небоскребы Коулуна и острова Гонконг, освещаемые лазерными прожекторами, свет играл причудливыми оттенками на стенах исполинов, проецируя разные картинки, что приводило туристов в необычайный восторг. Зрелище было действительно магическим и гипнотическим, все было таким гигантским и зрелищным, а сама бухта Виктория как самый большой кинотеатр в мире, где можно было смотреть на километровые экраны небоскребов и лазерное шоу в небе. Так продолжалось несколько минут, затем паромчик снова прибавил ходу и пошел на Коулун. Пассажиры радостно галдели и разговаривали, несмотря на ночь, на нижней палубе дети в костюмах Санты пели рождественские песни, что приводило туристов в еще больший восторг.

На Коулуне рядом со старым вокзалом начинался знаменитый променад с аллеей звезд, на котором, несмотря на ночь опять же было было много народу, родители даже с маленькими детьми привычно гуляли с колясками вперемешку с туристами, всюду крики восторга и приветствий друг друга. Рядом были видны громады Шератона и Интерконтиненталя.

Отдельного внимания заслуживал исторический отель «Пенинсула» открытый еще в 1928 году, в который мы зашли, поскольку о нем писали во многих романах, в том числе, Джеймса Хедли Чейза, Артура Кларка, и в котором даже снимали очередную серию о Джеймсе Бонде. Здание было весьма основательной британской колониальной архитектуры с монументальными колоннами, на первом этаже находились магазины известных брендов Prada, Chanel, правда, уже закрытые в столь поздний час, но известное чайное кафе работал несмотря ни на что. За празднично украшенными столиками сидели семейные пары из Китая с маленькими  детьми, официанты были элегантно одеты, услужливы, внимательны и подтянуты, почти как сто лет назад- в далекую эпоху британского владычества. Казалось, что в отеле идет съемка очередного исторического фильма как «Титаник» или «Гэтсби», настолько необычная атмосфера царила в его стенах. Лобби отеля представляло собой чудо дизайна ар-деко, да еще и украшенное к Рождеству, роскошь которого заключалась в каком-то торжестве минимализма, все было изысканно и безупречно. Говорят, здесь во время второй мировой войн заседало японское оккупационное правительство.

После посещения «Пенинсулы» все снова вышли на вечернюю Натан- роуд, рассвеченную огнями, которая начиналась прямо тут-же и которую называют «Золотой милей», поскольку на этой магистрали было такое огромное количество магазинов. Мы шли мимо них в этой человеческой каше тысяч пешеходов с сумками и пакетами, которые втекали и вытекали из этих магазинов, что казалось, Гонконг- это сплошная река обезумевших пешеходов- роботов, зомбированных огнями этих торговых моллов с товарами со всего света.

Наконец, наши силы истощились. Мы молча постояли под знаменитыми платанами Натан- роуд, затем сели в скоростные двухэтажные автобусы и уже через несколько минут были на причале паромчиков Стар- ферри, которые сразу унесли нас назад на Ванчай.

Пока мы шли назад к отелю, меня поразила перемена на соседней с нами Локхарт- роуд. Заполненная днем обычными банковскими клерками и спешащими на работу мамашами с детьми, вечером она почти прекратилась в квартал красных фонарей. На улице стояли толпы экспатов с кружками пива, компанию им составляли девицы полусвета местного розлива, которые хохотали и вульгарно обнимались со своими друзьями на один вечер. На табуретках восседали мамаши в меховых боа, которые цепкими глазами пытались выделить перспективных клиентов из толпы и тут- же подсадить их к своим девочкам. Локхарт- роуд вовсю раздирали громкая музыка из многочисленных пабов и ресторанов, крики веселящейся толпы и сигналы такси, подвозивших и увозивших все новых и новых людей.

В отеле мы сразу все упали ниц в кровати, так как настолько устали от перелета, да и этого первого бесконечного дня в Городе мечты Востока.

Утром мы проснулись вместе с первыми лучами солнца, хотя часы показывали всего навсего где-то пол-седьмого утра. Время в Гонконге было поясное, астрономическое, поэтому, несмотря на вчерашний день, мы все выспались и проснулись посвежевшими и полными сил.

В отеле континентальный завтрак был опять- же невероятно вкусный, самое главное блюдо местной кухни- китайские мясные пельмешки на пару дим-сам. Они быстро кончались, так что их подносили снова и снова, видимо, они пользовались большой популярностью у постояльцев. Единственным минусом этого великолепия были злосчастные кондиционеры, которые дули отовсюду со всех мест в потолке холодными арктическим ветрами, поэтому все постояльцы сидели в теплых свитерах, ветровках, и даже легких пуховиках. Бедный француз в футболке сбежал уже через десять минут. Даже горячий чай и кофе становились ледяными буквально через пару другую минут, сколько мы не пытались отогреться горячим омлетом, оладьями с кленовым соком, борьбу с кондиционерами мы проиграли полностью и выбежали из ресторана на улицу погреться от всепроникающего холода нашей гостиницы.

День прошел в обучающем семинаре, который был в нашем отеле на втором этаже, откуда открывался прекрасный вид на соседнюю улицу Джонстон- стрит по которой весело и резво носились красные трамвайчики, озорные звоночки которых доносились даже сквозь толстые стекла окон. Вид из окна открывался на соседнюю многоэтажку, которая днем без всей мишуры ночного света и огней, не казалась уже такой волшебной, наоборот, серой и уставшей от всех этих страстей, которые кипели на ее мостовых все вечера и ночи напролет.

Во время обеда мы опять вышли на улицу. Днем она опять была верхом приличия викторианского общества, по ней шли школьники с мамашами, с портфелями и сменной обувью, от ночных греховодников не осталось и следа, все окна и двери заведений были наглухо закрыты ставнями и жалюзи, а следы бурных вечеринок аккуратно заметены дворниками и замыты их швабрами. Стоял обычный субботний день в Гонконге. В какой-то момент я почувствовал душу Ванчая, о которой писали в одном из популярных путеводителей. Оказывается, этот район приобрел мировую известность после выхода культового фильма «Мир Сьюзи Вонг» в 60-ых годах, в котором рассказывалось о нелегкой судьбе американских солдат, прошедших все тяготы и ужасы войны во Вьетнаме, и, которые поселившись здесь, пытались забыться в обществе веселых дам, выпивки и кокаинового дурмана… Отпечаток того времени, казалось, все еще жил в этих домах, у их подъездов, всегда витал как призрак, неотъемлемая часть его жизни, тщательно прячась днем, и показываясь снова во всей своей инфернальной красоте только с наступлением ночи.

Вечером все вдруг решили ехать в район Сентрал, говорят, там была сосредоточена великосветская богемная жизнь ночного города с престижными заведениями. Все сели на такси, так как боялись, что непременно заблудятся среди небоскребов этого города, в его маленьких переулках, что с ними произойдет что-то страшное и непоправимое. Однако, как явствовало из путеводителей, Гонконг- один из самых безопасных метрополий мира с почти нулевым показателем преступности.

Такси бешено неслось в потоке машин и уже через несколько минут мы оказались в Сентрал. Сентрал оказался иным параллельным миром в паре миль от соседнего Ванчая, здесь не было той портовской разнузданности и вольности нравов, наоборот, всюду стояли какие-то престижные клубы, театры и заведения почти как в Лондоне. Контингент явился сплошь молодой, какие-то молодые профессионалы из банковской и финансовой сферы в необычайно модной одежде, девушки все были как на подбор модельного роста в нарядах от Шанель и Диор, молодые люди не отставали от прекрасного пола, все очень высокие и настолько смело и шикарно одетые, что подиумы Милана и Нью-Йорка просто отдыхали. Я нигде в жизни не видел такое количество золотой молодежи на одном квадратном метре как здесь. При этом этой молодежи было так много, что все толкались и с трудом пробивались ко входу очередного престижного клуба, где был строгий дресс- код, да и входной билет стоил видимо, весьма недешево. Не стоило тратиться на модные журналы, чтобы посмотреть, какая одежда в тренде этого сезона, нужно было просто придти в конце рабочего дня на эту знаменитую улицу Лан-Квай- Фон и посмотреть на все своими глазами…

Я даже не думал, что азиаты вообще, могут быть такими красивыми и стильными, и в этом сумасшедшем калейдоскопе Гонконга, это открытие очень поразило меня. Нам всем снова захотелось вернуться в свое двадцатилетие, надеть какие-то безумные аутфиты, выйти в свет на Лан-Квай- Фон и веселиться до утра…

На улице грохотала сумасшедшая музыка, казалось, что это after- partyпосле ежегодного карнавала в Рио-де-Жанейро или футбольного матча на Маракане, всюду носилась молодежь, даже чудаковатые старички в карнавальных костюмах отплясывали в такт барабанов, на головах некоторых были водружены светящиеся антеннки… Все было необычайно, как салют в новогоднюю ночь, конфетти и запах петард которой остается в памяти на весь наступивший новый год…

Наконец нас затолкали в какой-то престижный японский ресторан на втором этаже за неприметной дверкой на улице с небольшой надписью. Хотя все были неголодны, мы погрузились в какой-то волшебный мир японской кухни в невероятных дизайнерских интерьерах. К нам вышла очень красивая девушка- метрдотель из Японии, наполовину азиатка, наполовину американка или британка, настоящая леди, в ее внешности было что-то чарующее и неподдающееся разгадке. Она приняла заказ, и после этого, при нас серьезные парни- повара стали что-то готовить на столах- противнях. Наши все попробовали какую-то рыбу, которая в меню называлась типа «медовая рыба из черных скал на дне Южно-Китайского моря», потом какой-то суп размером с ладошку, но в большой тарелке с углублением для него, какой-то салат. Было удивительно, что несмотря на то, что порции были в целом символические, но сытость и энергию они давали как если- бы после целого тазика с пирожками, опять же в этом и был смысл высокой кухни, что изысканность приготовления и эксклюзивность самих блюд давали такой эффект и результат.

После ресторана все вышли на улицу и решили пойти в какой-то ирландский паб, но в Сентрал вокруг Лан-Квай-Фон была еще сеть и паутина других улиц, всюду шла сплошным потоком молодежь со всего света, какие-то богатые арабы, вездесущие американцы, скандинавы, разумеется, снова британцы с банками пива, всюду лимузины, Порше- Кайенны, так что наши все растворились в этой толпе и благополучно потерялись. Кто-то заходил в магазины с ослепительными витринами, и терялся в их недрах, увы, уже почти навсегда… Я тоже пытался было кого-то окликнуть, но музыка и крики толпы перекрывали мой голос, все, оставалось только плыть дальше по течению людского потока…

Интуитивно я пошел в сторону нашего Ванчая через банковский район. Через пару кварталов шумный Сентрал исчез как мираж, Фата- Моргана, словно и не бывало… Я стоял посреди ночи между банком Китая и штаб-квартирой HSBC, на улице не было ни одной живой души. Ночью здания были темны как скалы и как-то даже почти по-человечески одиноки, над ними зловеще горела луна, свет которой изредка закрывали облака, словно насмешку дразня ее своими пируэтами. Я остановился, чтобы запечатлеть их на фото айфона, и пока я нацеливал камеру на верхушки небоскребов, мимо меня пронесся лимузин, из которого мне крикнули великовозрастные подростки «хватит фоткать, придурок!», затем раздался дикий визг и хохот, и в следующий миг машина умчалась в темноту ночи.

В дальнейшем мой путь по ночному городу пролегал мимо башен отелей- исполинов Конрад, Хилтон, точнее их нулевых уровней, так как надо мной по оживленным переходам шли люди, а на мостовой никого не было.

Ночной Гонконг был совсем не похож на дневной… Он был спокойным, уютным, таким приватным, узкие улочки были пустынны, последние пассажиры резво вбегали в ярко освещенные трамвайчики и уносились к себе домой, в другие отдаленные районы города.

Наконец я остановился возле банка HangSeng, ага, вот мы и вернулись в наш родной отель EmpireHKWanChai. В следующую секунду, у подъезда остановилась машина, из которой выскочили две знакомые фурии, наша юристка и экономистка, они уже успели переодеться во все новое, гонконгское, с пакетами престижных универмагов подмышкой, явно подшофе. Они схватили меня за руку и победно провозгласили, что ночь продолжается, и мы все пошли в ближайший ресторан в третьем часу ночи.

В пабе под названием Dog’sHouse, официантки уже домывали стаканы за последними посетителями, но грозные сибирячки остановили сие действо, одним взмахом руки кинули пакеты на диваны, заказали бутылку новозеландского вина и бросились танцевать. Ди-джей пытался было роптать, но наши женщины были неумолимы, они танцевали и кружились, летали и порхали, веселились по полной… Когда они наконец, устали, гонконгская ночь была уже на исходе…

На следующий день мы снова посетили Сентрал, на сей раз деловой центр над торговым центром «Лэндмарк». Впоследствии выяснилось, что «Лэндмарк» является одним из самых престижных в городе, так как там были магазины Chanel, Dior, Versace, сплошь набитые богатыми китайцами. Многие были с маленьким детьми, которые радостно несли в руках надувные шары и огромные леденцы. В середине молла, в замечательном атриуме находилось кафе, где чашка кофе стоила где-то 20 евро, но туда было невозможно попасть, так как у входа выстроилась длинная очередь желающих его попробовать, и цены здесь никого и никак не смущали. Рядом с кафе джазовую «Серенаду солнечной долины» Глена Миллера играл симфонический оркестр, музыканты которого оказались русскоговорящими, возможно это были украинцы, решившие вот таким образом, прокатиться с гастролями по Юго- Востоку Азии. Вот такое почти глобальное Рождество в самом необычайном городе Азии.

Вечером все снова взбунтовались… Завтра был праздник, а многие так еще и не успели запастись подарками. Наша группа снова разбилась на подруппки по интересам, и мы решили вернуться на торговую Натан- роуд в Коулуне.

Мы вызвали такси, и выехали в Коулун. Пока машина разворачивалась на многоуровневой развязке, чтобы нырнуть в туннель под бухтой Виктория, мы смогли снова увидеть жилые небоскребы города. Они были просто безумно высоки и плотно заселены как из картинок фантастических романов Рэя Брэдбери и братьев Стругацких, которые мы, может быть, читали в 6 классе далеких лет в советской школе. Город жил уже в реалиях 22 го века, сверхвысокой урбанизации, где человек и его семья- это просто маленькая клеточка или окошко на теле огромного небоскреба- великана.

Вечерняя Натан- роуд была просто сумасшедше утомительна, это была смесь стамбульского рынка, токийской Гинзы, и нью-йоркской 5 авеню… Пока мы шли то нас то и дело останавливали вездесущие арабы, предлагавшие сшить костюм с доставкой в отель за 24 часа, то подростки, торговавшие поддельными айфонами и ролексами, то китайцы в лавочках с сушеными акульими плавниками и морскими дракончиками. В этом городе все продавалось и все покупалось. Тут же рядом с лавкой восточных пряностей начинались ступени британской сети универмагов Mark’sandSpencer, Selfridges или филиала американского Walmart. Казалось, что целой жизни не хватит осмотреть все эти магазины и товары, свезенные со всего света на эту улицу.

Еле-еле мы добрели до густонаселенного района Монгкок, здесь под многоуровневой развязкой стояла станция метро, мы сначала смотрели на манящие вывески города, его вечный шум и неоновый поток, исчезающие в ночном небе огоньки набирающих высоту самолетов, а затем снова обращали усталый взор на спокойную прохладу подземки, где было так спокойно, тихо и чисто. Наконец, разум взял свое, и мы сели в ночной подземный поезд назад на Ван-чай.

На следующее утро все осознали, что наступил последний день пребывания в самом удивительном городе Востока, о котором как нельзя верно было написано на фюзеляже самолета CathayPacific, увиденном месяцем ранее- Asia’sWorldCity. Все молча собрались за завтраком, многие обдумывали, как провести с максимальной пользой оставшиеся часы до отлета, чтобы запомнить этот город таким, какой он есть, раз и навсегда. После завтрака все разбрелись кто куда, но договорились собраться на торжественный рождественский обед в расположенном совсем рядом итальянском ресторане.

Я- же, собрав чемодан в номере, решил подняться в парк Гонконга. Выйдя из отеля, я пересек трамвайную линию на Джонстон- роуд и стал узкими улочками подниматься в гору. В утренний час эта часть города была до блеска намыта дворниками, щедро поливавшими мостовые водой из шлангов. Рядом с нами, оказывается, находился небольшой цветочный рынок, в котором тетушки- китаянки в шляпках с завязочками продавали разные растения, в том числе, комнатные орхидеи в горшочках, которые стоили где-то всего ничего 300- 500 руб. Несмотря на солнечную погоду, в тени высотных зданий было сумрачно и сыро, поэтому весь рынок был расцвечен китайскими фонариками… По этой причине весь рынок казался таким волшебным местом, где царила какая-то магия, исходившая от этих горшочков, оранжевых фонариков, а тетушки- китаянки были словно волшебницы, которые своими чарами пытались сбыть свои цветы, но готовые по первому мановению волшебной палочки тут- же исчезнуть вместе со всем своим товаром.

Дорога на пик Виктории проходила через район Мид-левелс, который по гонконгским меркам считался престижным, говорят, здесь живет население с доходами выше среднего и занятое в банковской сфере. Мид- левелс, мне показался похож на современные высотки московского Юго- Запада, они стояли почти впритык друг другу, однако, несмотря на высокую плотность застройки, здесь было очень тихо, мирно и уютно. Дома стояли на склоне гор, потому утопали в зелени, рядом журчали ручейки в каменных канавках и всюду пели птицы. Возле подъезда одной из высоток на свежий воздух вышли две бабушки, одна гладила толстую кошку, которая капризно вытягивала шейку, а потом внезапно укусила старушку за руку. Та закричала от неожиданности, запричитала на китайском языке, но наказывать кошку не стала, на что неблагодарное животное, от греха подальше тут- же исчезло в плотной зелени кустарника.

Дорога с каменными ступеньками шла ввысь и ввысь, мне даже приходилось останавливаться, дабы перевести дыхание. В какой-то момент с площадки открылся замечательный вид на Сентрал, башни Банка Китая и HSBC, они словно парили в высоте над изумрудными холмами, ветками вишневых деревьев, которые вот- вот готовы были начать свое цветение.

Наконец, мой путь привел к парку, в центре которого стоял павильон в форме традиционного китайского храма, детская площадка и клумба с красными баухиниями. Рядом у крутого склона холма, покрытого пышной тропической растительностью, стоял дедушка с закрытыми глазами, который занимался традиционной китайской гимнастикой тай- цзи, он разводил руками в воздухе и словно пытался поймать потоки живительной энергии ци из эфира Вселенной, исходившей из ниспадавшего напротив него водопада горного ручья. Дедушка был невероятно сосредоточен, и никто не мог нарушить его единение с космосом, даже детишки экспатов, которые радостно носились на велосипедах совсем рядом.

Я присел на скамейку под банановым деревом, в какой-то момент облака над островом рассеялись, и выглянуло солнышко. Сегодня было 24 декабря 2013 года, западное Рождество в Гонконге, в котором светило матовое солнце посреди зимы над банановыми деревьями у пика Виктории, а в родном Якутске стояли трескучие морозы, и царила холодная полярная ночь. Казалось, оба города находятся в разных галактиках на расстоянии миллионов световых лет друг от друга, одно взаимно исключало другое…

Рядом носились дети экспатов и в какой-то момент, меня осенило, мировоззрение всех 7 миллионов гонконгцев, проживавших в этом городе, бывшего одним сплавом всех религий- даосизма, конфуцианства, буддизма и христианства, заключалось оно в том, что человек независимо от своего происхождения, социального статуса и мировоззренческих установок, по их внутреннему убеждению, был призван жить в гармонии с этим миром, городом, Вселенной. То есть, человек был призван стать связующим звеном, быть проводником этой неисчерпаемой космической энергии, которая лилась на эту Землю из его бесконечных пространств и глубин… Человек должен уметь довольствоваться самым малым и быть благодарным Господу за все, что у него есть.

Если бы не это обстоятельство, эти трудолюбивые люди не смогли- бы жить в хаосе муравейника этого города, селиться в его маленьких квартирках- клетках, работать в переполненных небоскребах, развиваться дальше и верить во все самое лучшее. Это секрет самодостаточности гонконгцев, считающих свой город самым единственным и неповторимым, из которого никогда не хочется уехать, и в котором хочется жить еще тысячу долгих и счастливых лет…

Вторую половину дня после рождественского обеда наша группа провела в парке Виктории, что в соседнем от Ванчая районе- Козвэй Бэй. Там стояли вековые деревья с роскошными кронами, сохранившиеся еще с тех времен, когда первые британцы ступили на эту землю. Через дорогу стоял очередной торговый центр, из которого вытекали потоки людей с сумками и пакетами.

В 17.00 все сели в мини- вэн, из гостиницы выскочили те же самые веселые набриолиненные ребята с очками, которые весело помогали нам складывать сумки с чемоданами. Мы им дали по 10 долларов чаевых, что привело их в необычайный восторг.

Ближе к вечеру небо заволокло тучами. Мини- вэн медленно отъехал от гостиницы, словно раздумывая наилучший путь до аэропорта. После бухты Виктории дорога пролегала через Коулун, но уже по хайвею, который пробежал стремительной лентой над запруженной людьми и машинами вчерашней Натан- роуд, которая уже зажигала свои потоки золотистых вечерних огоньков.

На город наступали сумерки, а с океана со стороны контейнерного порта уже подкрадывался липкий вечерний туман. Сначала он окутал гигантскую башню Int’l Convention Center на этой стороне пролива, а затем и весь остаток города.

Все сидели в салоне автобуса и молча думали о том, какой они хотят запомнить поездку в этот город и совсем не хотели расставаться с ним.

Пять дней пролетели в сознании серпантином ярких огней и образов, которые нельзя увидеть ни в каком другом месте мира. Невозможно представить, чтобы еще где-то было столько разных людей, представителей культур и религий, национальных кухонь, зданий и стилей архитектуры, собранных в одном небольшом месте… В этом отношении, Гонконг- уникальный, и несмотря на то, что принадлежит всему миру, он живет в сердце каждого человека, полюбившего его невероятную динамику жизни.

Все думали, что обязательно вернутся сюда снова, через какой-то промежуток времени, чтобы освежить в сознании его краски, запахи и звуки, поэтому, все мысленно говорили Au revoir, HongKong! Но никак не прощай, только «До свидания, и до новых встреч»!

На ум приходят слова Артема Хворостухина из МТВ, который правильно подметил, «Гонконг достоин отдельного романа. Главное, чтобы тот город, который ты по-настоящему любишь, никогда не узнал об этом»…
Гонконг - непередаваемое сочетание Европы и Азии!
MariBur
Россия, Улан-Удэ
8 апрель 2014 г.
Спасибо за рассказ! Написано хорошо, но мне показалось, что немного растянуто.... ну и фото, расставленные по тексту, обычно облегчают чтение...
Гонконг - непередаваемое сочетание Европы и Азии!
  • Любые формы оплаты туров, туры в кредит