Сева,Сева Новгородцев,город Лондон, Би-Би-Си

Отзыв написан: 10 января 2007 г.
Рассекая туманы Лондона.(ехал я не за туманом , не за запахом тайги…)

(поездка в Лондон 7 – 11 июля 2006г.)

Воплощая в жизнь пожизненный план, увидеть все столицы Европы, я побывал в Лондоне. Однако эта поездка задумывалась несколько иначе: она была посвящена Дню рождения Севы Новгородцева, отмечание которого неслучайно совпадает с ежегодными встречами нашего клуба слушателей Русской службы Би-би-си. Особенно не углубляясь в прошлое, скажу, что увлечение заграничным радио приобрело с начала 70-х до 90-х всесоюзный размах. Только вот миллионы слушателей «вражьих голосов» так и остались наедине со своими приемниками, а мы встретились, познакомились и подружились.

Готовиться мы начали с прошлогоднего автобусного тура в Нижний Новгород, Тогда и возникла эта безумная, как нам тогда показалось, идея отметить следующий день рождения Севы в Лондоне. А собственно где же еще? Ведь Сева живет в Лондоне, и сколько лет мы слушаем радио Би-би-си из Лондона, а еще ведь Лондон помимо всего прочего - столица мировой рок музыки. Так что решено было отправиться в Лондон!

И ведь это стало не просто поездкой в Лондон к Севе, а познавательно-развлекательный автобусный тур по всей Европе. Начался он в Минске, где наша веселая братия загрузилась в латышский автобус (из Риги приехал) и тронулась через Польшу в Берлин, затем в Брюссель, в Брюгге и в заключение на пароме в городе Кале переправилась на туманный Альбион. Я тоже сначала хотел поехать на автобусе, посмотреть на Европу еще раз, но на работе меня отговорили – это, мол, только для молодежи такие развлечения. Поэтому я полетел на самолете.

Приземлились в Хитроу – это местный аэропорт. По сравнению с мюнхенским просто сарай. Когда заходили на посадку, пролетели над всем Лондоном с окрестностями. У них самолеты постоянно над городом курсируют. И если бы не облака, то удалось бы заснять Лондон с высоты. Не скажу, что красиво, но интересно.

Там я встретил Григория, который прилетел на съезд из Нью-Йорка. Не виделись лет 15. Перекурили, поменяли валюту и спустились в метро. Лондонское метро открылось в 1863 году. В год оно перевозит 18 млн. пассажиров. С московским и сравнивать смешно, поскольку в нем за год бывает 3,2 млрд. пассажиров. Впечатляет? С другой стороны, лондонское метро в два раза протяженнее, и в нем больше почти на 100 станций (в Москве 171). Так что на лондонском передвигаться удобнее. Зато некоторые московские станции – просто царские дворцы. Европейцам такая щедрость на подземный транспорт и не снилась.

Знакомясь с иностранным метро во многих европейских городах, я замечал превосходство над московским по числу станций и протяженности. Почему же так? А потому, что в Москве построено два метро: первое открыто для всех, а второе, секретное, построенное для партийно-правительственной элиты на случай ядерной войны. Чтобы народным вождям было удобно драпать, когда все остальные будут умирать. Если сложить протяженность первого и второго метро, то оно превысит и лондонское и парижское. Второе метро держится в секрете и сейчас никак не используется.

Вообще-то метро – это далеко не главное, что нас интересовало в Лондоне. Мой сосед по номеру Андрей, знаком с ним еще с 90-х годов, отмечал прибытие в Лондон, поглощая алкогольные запасы, сделанные еще в Дьюти Фри в Шереметьево. Он накупил столько бутылок, что когда в самолете ему сообщили, что в Англию можно ввозить только 2 литра, сильно приуныл. Что делать? Выпить или бросить в самолете? То и другое невозможно. Тогда он раздал каждому из нашей группы (было 15 человек) по бутылке, чтобы мы пронесли через таможню. И вот теперь он пожинал плоды. В дым пьяный свалился на кровать. Наутро, похмелившись из горла шотландским виски, он схватил непочатую бутылку и отправился на завтрак. Встал перед входом в столовою и наливал каждому в бумажный стаканчик «по случаю прибытия в славный город Лондон». Разместились мы в отеле “Castleton ”, что находится неподалеку от метро Падингтон. Уровень комфорта невысокий, если сравнивать с Германией или Францией, а цена наоборот - 65 фунтов. Главное, что в номере был душ, раковина (со смесителями) и унитаз. Завтрак скудный. Вида из окна никакого. Но все это – ерунда, ведь не за удобствами приехали!

Побывал я в музее Шерлока Холмса на Беккер стрит 221 б. Экспозиция состоит из вещей того времени, когда жил воображаемый Холмс и доктор Ватсон. Комнаты четырехэтажного музея уставлены манекенами персонажей наиболее популярных рассказов о сыщике. На входе нас встретил артист, изображавший доктора Ватсона, заговорил с нами по-русски с кавказским акцентом. Музей интересный, особенно для тех, кто прочитал по несколько раз все рассказы Конана Доила о легендарном детективе.

А тем временем приехали наши автобусники, немного помятые и усталые, но счастливые. Часа три им пришлось постоять в пробке при въезде в Лондон. Достаточно было пообщаться с нашим видеоархивариусом Володей минуты три, чтобы понять насколько захватывающей была поездка по Европе. Глаза Володи просто горели восторгом от увиденного. Особенно впечатлил Брюгге, средневековые улицы, каналы с моторными лодками, храмы – нетронутый временем колорит – и Берлин, где напротив Бранденбургских ворот он смотрел, попивая пиво, матч чемпионата по футболу на огромном экране.

На следующий день мы отправились на автобусную экскурсию по городу, а закончили день в Буш Хаусе – огромном здании, в котором находится Би-би-си. Поскольку мы – слушатели Русской службы Би-би-си – нас пригласили на запись передачи Севаоборот. Служащие радиокомпании – страшные бюрократы – пересчитывали нас по несколько раз, чтобы кто-то лишний не просочился (нас ведь было 66 человек, так вот 34 пришлось вычеркнуть из списка), запретили фотографировать, курить и пить во время прямого эфира (потом уже можно). Нас провели в подземный бункер, посадили в небольшую комнатку, довольно тесную для 32 человек, а более просторных помещений у них нет. Пришел Сева, Леонид Владимиров и Владимир Владимирович – постоянные ведущие Севаоборота – сели за стол с каким-то древним, наверно, 70-х годов производства микрофоном, на котором висела табличка «ВВС», и передача началась. В целом, ничего интересного на лондонском радио я не увидел. Все какое-то допотопное и консервативное, как и вся Британская империя.

После передачи пошли отмечать прожитый день в пабы Сохо и Ковент-Гардена. Это самые тусовочные районы Лондона. До гостиницы добирались, кто, как сможет, я вот с Андреем из Питера ехал в просторном кэбе. Удобно, но курить нельзя. Зато можно развалиться на сиденье и вытянуть ноги.

Кульминация нашего путешествия пришлась на следующий день - 9 июля. Мы поехали в гости к Севе. Он живет на окраине Лондона в Гринвиче. Сначала ехали туда на автобусе, затем плыли на пароходе по Темзе. Самая известная английская река два раза в сутки меняет направление своего течения. В момент отлива уровень падает на 7 метров, обнажая прибрежные отмели, а затем вода начинает прибывать, меняя направление течения. И хотя на вид река очень мутная, местные говорят, что воду можно пить. Проплыли мимо памятника Петру Первому работы Шемякина, неподалеку от лондонских доков, где наш царь изучал морское дело. И высадились в Гринвиче, чтобы совершить торжественный переход из одного полушария в другое. Там собралась огромная толпа туристов, которые только и заняты тем, что фиксируют на фото свой шаг через нулевой меридиан. Конечно, я тоже решил запечатлеть свой исторический переход, и в этом мне помог один из наших ветеранов – Михаил, который заснял меня с другой стороны памятника меридиану, где не было народа.

Припекало солнце, ноги устали от ходьбы, поскорее хотелось выпить за здоровье нашего именинника. На огромной поляне перед своим загородным домом Сева натянул брезентовый шалман, расстелил ковры (для тех, кто не сможет стоять) и выставил неимоверное количество бутылок с зажигательными напитками. Мы подарили ему саксофон. Севы был страшно рад подарку и сыграл нам соло. Все были в восторге оттого, что все так славно произошло, оттого, что мы все вместе, что мы в Лондоне, и подарок классный и выпивки море, да и что погода отличная.

Среди гостей я встретил Виктора Суворова – автора книги Ледокол. Готовясь к поездке, я снял с полки в Москве экземпляр этой книги 1992 года издания, чтобы попросить надписать его. Тогда, 14 лет назад, эта книга только вышла из печати, и в нашей стране была очень популярна. Тогда я занимался книготорговлей и в частности продавал Ледокол. Обо всем об этом я и рассказ автору. Встреча с ним была неожиданностью, ведь Суворов дважды приговорен Советскими властями к смертной казни, так что его появление среди нашей публики у Севы невозможно было предсказать. В своей книге – Ледокол - он доказывает, что нападение Германии на Советский Союз в 41 году было упреждающим ударом, который застал Красную армию врасплох. Сталин готовился начать агрессию, но Гитлер опередил его. Когда война закончилась, историю писали победители и, конечно, во всем обвинили побежденных.

Часть участников торжества отправилась смотреть финал чемпионата по футболу в ближайший паб. Другие сами решили поиграть в футбол с местными английскими мальчишками. Наш самый физкультурный член тусовки Олег быстро надел форму и сформировал команду. Поскольку у меня и формы не было, и в футбол играю плохо, я присоединился к первой группе. В пабе было полно негров, которые болели за французов, за итальянцев болели белые, их было меньше. Но обстановка в пабе была довольно спокойная, некоторые посетители вообще не обращали внимание на экран. Поскольку я не болею ни за тех, ни за других, а матч предвещал долгую борьбу, я не стал его досматривать, а вернулся со всеми на автобусе в гостиницу. Там я еще успел посмотреть последний тайм и серию пенальти.

А на следующий день была экскурсия в Ливерпуль. Там мы припали к истокам легендарной группы Битлз. Побывали в эпическом музее этой группы, где с восторгом и почтением порой переходящим в боголепие рассказывается о самых итак известных фактах биографии легендарной четверки. После музея продолжили экскурсию по городу: пошли на улицу Метью, где находится клуб Каверна – там начинали выступать Битлы. Было просто замечательно, когда мы собрались в одноименном пабе Каверна, там местный музыкант исполнял песни Битлов, а мы хором подпевали ему. На стенах клуба висели плакаты, гитары, фотографии время Битлз. Уютная атмосфера и зажигательная музыка – какого же еще счастья желать фанатам рока и заядлым битломанам?

Проехав по стране 350 километров, я вдоволь насмотрелся на однообразные пейзажи Англии. Поля неровные, леса редкие, в основном кусты, погода быстро меняется, часто начинал накрапывать дождь. Одно радует, что все зелено. Нет сухой травы и выженных солнцем лугов.

В последний день я встал пораньше и пошел в музей Мадам Тюссо, где сфотографировался с В. Путиным. Потом спустился в подземелье, где в мрачных коридорах раздавались жуткие звуки, на крюках висели, покачиваясь, завернутые в полителеновые пакеты трупы, что-то скрипело, падало, скрежетало, имитируя лязг засовов и металлических дверей, из мрака доносился звон цепей. Я шел по узкому коридору, по полу стелился дым, вдруг из двери напротив выскочил человек в черном балахоне и бросился на меня с криком. Это был артист. Дальше по подземелью меня еще несколько раз пугали подобным образом такие же артисты в страшных масках и жутких одеждах. Аттракцион очень удачный. Здорово!

Потом пошел в Тауэр посмотреть на место казни королевских вероотступников. К моему сожалению, оно выглядело весьма обыденно – на клумбе стояла обычная жестяная табличка с текстом. Да еще вокруг проходили какие-то раскопки или реставрация. Другое напоминание о былых временах гораздо заметнее: напротив Тауэра находится паб под названием « казнен, повешен и четвертован». Здесь и был четвертован буревестник научного коммунизма - Томас Мор. Какие прозорливые все-таки эти англичане, подумал я, еще в ХVI веке поняли пагубность увлечения идеями социализма и коммунизма!

Весь день я блуждал по Лондону, посетил собор Святого Павла и Вестминстерское аббатство, еле-еле успел к назначенному времени отъезда в аэропорт. От впечатлений так перевозбудился, что не мог заснуть в самолете, даже пиво не помогло. Под утро прилетел в москву.