Андрей
Отзыв написан: 31 марта 2014 г.
Вопрос, что бы увидеть интересное в отпуске в марте, привел к неожиданному результату – поездке по югу Африки. Пляжный отдых не рассматривали, хотели посмотреть за 8 дней как можно больше диковинок.

Из специализирующихся на южноафриканском направлении, мне больше всего понравился пакет предложений компании «Travel Box» - как по вариантам туров, так и по их стоимости. Отзывы по этой компании были хоть и не многочисленны, но позитивны. Забегая вперед скажу, что компания отработала нашу программу на 5+.

План поездки получился напряженный:
- перелет Москва – Дубай – Кейптаун;
- 2,5 дня в Кейптауне;
- перелет Кейптаун – Йоханнесбург – Замбия;
- 1,5 дня в Замбии на водопаде Виктория;
- автомобильный переезд Замбия – Ботсвана, включая переправу через пограничную реку Замбези;
- 2 дня в Ботсване на сафари в национальном парке Чобе;
- перелет Ботсвана – Йоханнесбург – Дубай – Москва.

Прямых рейсов из Москвы ни с одной из намеченных нами стран не существует. Все перелеты в/из Африки были рейсами а/к «Emirates». Внутриафриканские перелеты были рейсами а/к «Southafrican Airlines».

К моему удивлению, обслуживание у Эмиратов оказалось весьма поганое. Чтобы попросить стакан воды, на вызов стюардессы надо было жать несколько раз и ждать ее по полчаса. Воду приносит в таком наперстке, что даже хомячку трудно бы было напиться. Исключение составил лишь обратный рейс  Дубай-Москва. У Южноафриканских летунов все было без изысков но достойно.

Все отели по поездке нам бронировала «Travel Box» в рамках выбранного нами тура. Визу в ЮАР также делали они. С учетом особенностей требований посольства ЮАР к документам, подаваемым на визу, их опыт и рекомендации оказались очень кстати.
В визовой анкете посольства ЮАР нас привел в состояние экстаза вопрос «Являетесь  ли Вы членом каких-нибудь террористических организаций?».

Итак, план поездки был составлен, рейсы с помощью турагентства удачно подобраны. Но тут встала одна проблема: - тур был с англоговорящими гидами. Моего же английского для экскурсионной программы в ЮАР было явно недостаточно. Пошарив в интернете, обнаружил, что в Кейптауне живет и здравствует русский частный гид Юрий Купряшов. Я списался с ним, и к своей огромной радости обнаружил, что все желаемое в ЮАР мы можем получить с его помощью, включая выбор по щадящей цене ювелирки для моей жены. К сожалению, сам Юрий на даты нашей поездки был занят, но он нашел достойную замену себе в лице своего коллеги Олега.

Должен сказать, что Юрий работает не только по ЮАР, но и по другим странам южной Африки. Так, забронировать с его помощью полет на вертолете над водопадом Виктория в Замбии оказалось дешевле, чем сделать это из Москвы.

В туркомпании без всяких разговоров согласились исключить из стоимости тура англоязычную экскурсионную программу в ЮАР (лишний плюс в пользу «Travel Box»).

Это был просто праздник какой-то. Нас с женой два дня возил на машине по ЮАР человек, говорящий на родном нам языке, живущий в этой стране много лет, знающий ее историю, обычаи и интересные места. Олег вне программы, сделав крюк, завез нас на горячие термальные источники, где мы почти улетели в нирвану; показал, в каком магазине можно купить хороший билтонг, останавливался по дороге в местах с наиболее интересными видами. Когда же мне приспичило искупаться в Атлантическом океане, безропотно заехал на пляж, где вода была наиболее теплой (в среднем на пляжах Кейптауна температура воды была около14 градусов).

ЮАР.
Температура 23° – 25°.

День 1-й
Столовая Гора.

Место из разряда “Must See”. Захватывающие феерические виды на Атлантический океан, Кейптаун и его окрестности с километровой высоты. Нам повезло с погодой. Как говорит Олег, в среднем из 365 дней в году, 100 дней смотровая площадка на горе закрыта из-за облачности. Так что, при поездке в Кейптаун рекомендую посетить это место в первую очередь. Сама смотровая площадка представляет собой небольшой пеший маршрут по Столовой горе со множеством видовых точек.

Обзорная экскурсия по Кейптауну и пригородам.
Сам город - несколько эклектичная смесь строений викторианской эпохи, основательных бизнес-центров периода 80-х годов, малоэтажной жилой застройки для любителей неторопливой жизни и разноцветных малайских мусульманских кварталов. Все это на фоне Столовой горы на заднем плане. Город считается одним из красивейших городов мира.

Пригороды – как классический пейзаж с виллами на средиземноморском побережье. Очень живописно. По словам Олега, его французские знакомые уверяют, что все это  выглядит даже лучше, чем Лазурное побережье в районе Ниццы.

Городской ботанический сад.
Небольшой, но очень ухоженный. Необычные растения и птицы, разгуливающие по подстриженным лужайкам. Запомнилось Алоэ, высотой метров в 10 и Бумажное дерево (на ощупь кора действительно напоминает бумагу). Много белок, одна из них за куском конфеты не постеснялась забраться прямо на супругу.

День 2-й
Лежбище морских котиков.

По дороге на мыс Доброй Надежды Олег нас завез в небольшой городишко, от причала которого минут 10 ходу на катере до острова, на котором гнездятся морские котики. Поскольку раньше наблюдать этих зверюшек в естественной среде не доводилось, для нас это было очень прикольно. Катер подходит практически вплотную к острову, так что все видно очень хорошо, да и сами котики подплывают полюбопытствовать на людей.

На пристани, среди палаток, торгующих сувенирами, Олег посоветовал присмотреться к одной. Там я и купил сувенир всей своей поездки – акулий зуб длиной с указательный палец. Палатку держит дайвер, который промышляет этим делом. У него самого на шее на шнурке болтается зуб доисторической акулы мегалодона, размером с ладонь взрослого мужчины. Говорит, нашел на дне  в песке.

Мыс Доброй надежды.
Место из разряда “Must See”. Суровые высокие скалы с маяком, к которому ведет пешеходная тропа. Тропа довольно длинная. Помимо просто красивых видов, пафосности добавляет ощущение нахождения в сакральной географической точке. Место крутое, наш гид говорит, что в океане в окрестностях мыса лежит несколько сотен затонувших судов всех эпох. Моряки называли это место «Мыс Бурь», но для благолепия на картах его обозначали как «Добрую Надежду». Место ветреное, поэтому несмотря на +23°, взятая с собой ветровка очень пригодилась.
Немного портят впечатление китайские туристы, передвигающиеся компактными группами по 50 человек.

Дорога на мыс очень красива, она идет вдоль побережья, т.н. дорога «110 поворотов», много великолепных видовых точек.

Обратно ехали другой дорогой, но посмотреть тоже было на что.

Пингвиний пляж.
Возвращаясь  с мыса Доброй Надежды  заехали посмотреть на колонию пингвинов, которая располагается на пляже небольшого городка Simon’s Town. На пляже проложены огороженные дорожки на сваях, так что люди и пингвины друг другу не мешают и можно наблюдать этих пернатых, спокойно занимающихся своими делами. Забавно видеть с расстояния в пару метров, как пингвин роет  себе гнездо, лежа на брюхе.

День 3-й
Поглазеть на акул.

Километрах в 160 на юго-восток от Кейптауна на берегу океана находится деревня GansBay. В этом месте по непонятной причине в океане плавает особенно много белых акул. Суть аттракциона заключается в том, что тебя вывозят на катере на километр в открытый океан, встают на якорь и к борту катера присобачивают металлическую клетку, в которую ты по доброй воле залезаешь. Матрос начинает бросать в воду акулью приманку в виде рыбьего жмыха, для большей привлекательности в  воду бросается еще голова тунца на канате, а ты сидишь в этой клетке, выставив над водой голову и ждешь.

В момент появления акулы матросик начинает орать, как ужаленный «Down, down», ты поскорее опускаешь голову в воду и видишь здоровенную четырехметровую тварь в полутора метрах от себя.

Потом акула уплывает, ты поднимаешь голову глотнуть воздуха и процесс начинается сначала. Сеанс занимает порядка 5-7 минут, потом меняешься со следующей группой. Всего было 3 сеанса. Ожидающие очереди разглядывают акул сверху.

Как и в любом океане, здесь есть свои подводные камни:
- в открытом океане имеет место быть конкретная  качка. Поскольку катер небольшой, даже волнение порядка 1,5-2 баллов, понудило половину нашей группы собраться около борта, вызывая Ихтиандра. Моя самоотверженная женушка, несмотря на то, что перед отплытием закинулась несколькими таблетками от укачивания, тоже присоединилась к этому коллективу. А один дядя, как забился в угол рубки, так все два часа там и просидел не двигаясь. Так что если кто слаб вестибулярным аппаратом или с большого бодуна – то не рекомендую.
- в Атлантическом океане очень холодная вода. Чтобы не погибнуть от переохлаждения, погруженцам выдают гидрокостюм и специальные боты. Но поскольку это все выдается на глазок, и все эти причиндалы поюзаны предыдущими поколениями  туристов, то вода все равно заливается. Так что, несмотря на +25 на воздухе, ноги у меня замерзли.
- оказалось, что натянуть гидрокостюм в качающемся катере на пятачке свободного пространства в полквадратных метра, поскольку все вокруг заняты тем же самым – тот еще цирковой номер. Еще труднее потом было стянуть эту мокрую шкуру.
- даже при небольшом волнении, видимость под водой составляет на более 5 м. Так что, когда вы опускаете голову, то видите, как из бирюзовой дымки появляется знакомая по фильмам фигура, приближается, несколько секунд вы глазеете друг на друга, а потом акула уходит на второй круг обратно в бирюзу. Или совсем уходит и вы ждете следующую.

Лично для меня все перечисленные выше неудобства сейчас воспринимаются как несущественные, а вот профиль проплывающей акулы с открытой пастью, до сих пор перед глазами.

Релакс с нирваной на горячих источниках.
Место из разряда “Must Use”. На обратной дороге с акульей прогулки Олег нас завез на термальные источники в местечке Caledon (около 115км. от Кейптауна). Из верхушки горы бъет горячая вода с высоким содержанием железа и еще каких-то солей. Вода сливается вниз по каскадам каменных чаш. В верхней чаше, на выходе источника, температура воды около 49°, сливаясь вниз, вода постепенно остывает и в нижней чаше составляет порядка 25° -28°. Всего чаш 7 или 8, в каждой своя температура воды. В каждой чаше можно купаться. Все это облагорожено, сделаны дорожки и лестницы для спуска в чаши. Вокруг красивые заросли и маленькие лужайки с шезлонгами. В одной из чаш даже сделано джакузи.

Перебираясь из чаши  в чашу, балуешь себя то до невозможности горячей водичкой, то прохладненькой и так до бесконечности. Все это на открытом свежайшем воздухе в окружении зелени. Мы были в будний день, поэтому кроме нас троих на источниках не было никого. Полный релакс, особенно после акул.

Этот комплекс находится на территории отеля, так что при источниках есть комнаты переодевания для мальчиков и девочек с душевыми  и шкафчиками для хранения вещей и отдельный 20 метровый открытый бассейн.

Ахтунг для дам: поскольку в воде очень высокое содержание железа, то светлый купальник через 20 минут принятия водных процедур становится красивого ржаво-зеленого цвета. Для этих вод выбирайте вечерние купальники.

Ботанический сад Кирстенбош.
Находится в пригороде Кейптауна у подножья Столовой Горы. Очень большой ухоженный парк с великолепным ландшафтным дизайном и видами на Столовую Гору и пригороды Кейптауна. К сожалению, середина марта соответствует в Южной Африке позднему лету или ранней осени, большинство растений к этому времени уже отцветает. Тем не менее, побродить по дорожкам парка, разглядывая непривычную флору, горы и город очень приятно. Несмотря на время сезона, все зеленое, нет красно-желтых листьев, как у нас в подмосковье в начале сентября.

Житие и хлеб насущный в ЮАР.
В Кейптауне турфирма забронировала нам отель  City Lodge Waterfront. Отель достойный (где-то 3+* / 4*), большой выбор блюд на континентальный завтрак. Находится примерно в 700 метрах от основного вечернего променада Кейптауна – набережной Вотерфронт. Так что для бюджетного тура все очень прилично. Вопросов с питанием не возникало, так как утром заправлялись в ресторане отеля, а вечером бессовестно эксплуатировали нашего гида Олега, чтобы он отвез нас на Вотерфронт, где в больших количествах сосредоточены шопинг и едальни. Там мы нашли чудный рыбный ресторан Quay Four. Недорого и вкусно, быстрое и хорошее обслуживание. Единственный недостаток – ресторан большой, народу много, поэтому галдеж стоит изрядный. В хорошую погоду можно сесть на открытой террасе на пирсе у самой воды, но надо следить, чтобы наглые чайки не таскали вкусняшки с вашей тарелки. По совету Олега попробовали филе местной рыбы Kingclip – впечатлило. Еще стоит отметить большой выбор недорогих хороших натуральных вин. ЮАР – винодельческая страна, в ней более 500 винных ферм.

P.S. И большое спасибо за все Олегу Чепурнову, нашему гиду в ЮАР и просто хорошему человеку.

Замбия.
Температура 25° – 30° градусов.

Одна из главных туристических достопримечательностей Африканского континента - водопад Виктория. Место из разряда “Must See * Must See”. Собственно, за ним мы в Замбию и приехали. Река Замбези, которая образует водопад,  перед ним разливается вширь на 1,8 км, а потом на всем этом участке вода падает вниз с высоты 108м. Затем, внизу все это резко собирается в стремительный поток, несущийся по узкому глубокому ущелью с поворотами почти на 180°. Метрах в 500 от водопада через ущелье перекинут ажурный автомобильно-железнодорожный мост постройки начала прошлого века. Все в рабочем состоянии. Несмотря на кучу фотографий и кинофильмов об этом удивительном месте, каждый, побывавший там говорит: «Это надо видеть. Словами и фотками такие впечатления не передать». Мне к этому добавить нечего.
По реке, по водопаду и по мосту проходит граница между странами Замбия и Зимбабве.
С середины моста граждан с недостатком адреналина бросают вниз на тарзанке, высота падения – около 110м. На этот подвиг можно подписаться со стороны обоих суверенных государств.

На водопаде есть сезон высокой (март-май) и низкой (сентябрь – декабрь) воды, каждый со своими плюсами и минусами.

В сезон высокой воды через водопад проходит до 9 000 тонн воды в секунду. При падении
такой массы воды вниз от удара образуется как бы водяное облако, которое закрывает ущелье на расстоянии пары сотен метров и в безветренную погоду поднимается вверх где-то метров на 200. Такой воднопаровой столб над водопадом в хорошую погоду виден за много километров от него, шум водопада слышен за сотни метров. Естественно, на смотровой тропе и с берега видно лишь верхнюю кромку водопада, потому что все остальное утопает в водяном тумане. Но зато ты видишь настоящую, потрясающую мощь природы. В ясную погоду разнообразные виды радуг на водопаде гарантированы.
Москиты/комары в марте на водопаде нам не встретились. Уже в день отъезда в номере гостиницы супруга обнаружила какого-то приблудного комарика и немедленно его «зачистила».

В сезон низкой воды через водопад проходит лишь 350 тонн воды в секунду и можно наблюдать весь всю стену водопада до дна и само ущелье вблизи водопада. Но сам вид падающей воды, на мой взгляд, не столь зрелищен.

День 1-й
Вечерний «закатный» круиз на пароходике по реке Замбези .

Входит в стандартный пакет, предлагаемый туркомпанией. Пароходик отваливает от пирса, который находится в паре километрах от водопада,  где-то за полтора часа до захода солнца и двигается вверх по течению. В принципе, ничего сверхвыдающегося. Вечерний пейзаж на Замбези удивительно напоминал реку Оку в ее среднем течении в Рязанской области. Отличие состояло в редких вкраплениях пальм по берегам, да пару раз в прибрежных зарослях промелькнули жираф и бегемот. Несмотря на то, что шкипер старался подходить к берегу как можно ближе, особо что-то разглядеть не удалось.

Плюс этого круизика – в его безмятежности. Ты сидишь, как белый человек, на открытой палубе, посматриваешь по сторонам и неспешно потягиваешь напиток, который тебе приносит черный бой. Напиток наливают на халяву в неограниченных количествах. Вид напитка может варьироваться по вашему желанию от минеральной воды до крепкого алкоголя. Крепкие напитки мы не тестировали, ограничившись несколькими джин-тониками. Также на халяву приносят легкий закусон. Здесь будьте осторожны, в нашем случае позже был конфликт съеденного и организма. Дополнительный бонус круиза - достаточно неплохие виды заката.

День 2-й
Утренний чай на острове Ливингстона.

Место из разряда “Must Try”. Прямо на кромке водопада Виктория, примерно посредине, находится маленький островок, известный как остров Ливингстона. Местная туркомпания, предлагающая различного рода увеселения вокруг водопада, организует пикнички на этом островке в 15 метрах от водосброса. Метрах в 20 в сторону от острова, на самой кромке водопада находится небольшая заводь, известная как «купель Дъявола». В сезон низкой воды вас туда проведут и позволят побултыхаться. Особо любопытные свешивают голову за край водосброса.

Из отеля вас везут на причальчик, откуда моторной лодкой за пару минут доставляют на остров. Количество посетителей ограничено, кажется 16 персонами, так что тесно на острове не будет. Нас в первый заезд было вообще трое. Ощущения от пития чая в нескольких метрах от бурной пропасти совершенно чумовые.

Мы были на острове в самый пик высокой воды, но на мой провокационный вопрос « а как тут у вас с купанием в купели Дъявола?», прикрепленный к нам проводник вдруг ответил в смысле «Из купели смоет сразу, но если нервы крепкие - есть тут местечко рядом с обрывом с эффектом джакузи».

Ну и как после этого было давать задний ход?

Оступаясь на острых подводных камнях, я кое-как добрел вслед за проводником почти по самой кромке водопада (там глубина по колено), до этой чертовой джакузи. Он меня усадил в ямку, где течение так и бурлит, и говорит: ну я пошел, буду тебя фоткать с берега, а ты пока посиди. А какой посиди, если приходится всеми пятью точками упираться в дно из всех сил, так как нехилое бурливое течение тащит тебя к обрыву, который прямо в двух метрах прямо перед носом? Проводник  еще с берега кричит, ты ручками-то мне помаши, типа чтобы кадр вышел поавантажней. И тут я понимаю, что если я ему обеими ручками помашу, то кадр с джакузи будет, но уже без меня. В общем, меня хватило лишь на то, чтобы выставить на секунду одну ладошку над водой, а потом снова ухватиться за какой-то подводный валун.
Каким-то образом мне удалось вернуться обратно на остров. Но проводник вошел в раж и заявил: «Ты пока отдышись, а я твою жену фоткать буду в живописном месте». И не успел я что-то сделать, как он поволок несчастную женщину к самому краю острова и заставил залезть на камень в полуметре от обрыва. Супружница моя выглядела там как настоящая белая женщина. Ну то есть очень белая, особенно на лицо.

НО... Какие же мы получили потрясающие эмоции  и воспоминания! Так что проводник отработал свой хлеб полностью. И как же потом было здорово попивать чаек/кофеек с плюшками, поглядывая на мощный поток у твоих ног, падающий в белый туман.

Особенности мероприятия:
- поскольку численность участников ограничена, лучше бронировать заранее;
- возможна отмена в случае плохой погоды;
- в сезон высокой воды на острове вы будет непрерывно находиться под душем от пароводяного столба над водопадом. Несмотря на то, что вам выдадут дождевик, лучше одеть чего попроще, деньги убрать в целлофановый пакет. На ноги лучше шлепки.

Полет на вертолете над водопадом.
Сам полет занимает порядка 12 минут. Из отеля вас везут на вертолетную площадку, километрах в трех от водопада. В вертолет сажают 6 человек - двое впереди, рядом с пилотом, и четверо сзади.  И тут уже как фишка ляжет в плане обзорности: те, кто сидят около окошек – наслаждаются шикарными видами на водопад сверху. Те, кто в середине – вынуждены разрабатывать шею. Вертолет делает несколько кругов над водопадом сначала одним боком, потом другим, так что возможность посмотреть есть у всех.

Есть и более продолжительная программа полета на 25 минут, с залетом в нацпарк Замбии, находящийся рядом с водопадом.

Особенности мероприятия:
- невозможно угадать, где будешь сидеть в вертолете. Летуны честно предупреждают, что места в салоне они заранее не бронируют. (Хотя, поскольку моя жена была единственной женщиной в группе, руководитель рассадки откликнулся на мою просьбу и посадил ее впереди).
- возможна отмена в случае плохой погоды;
- довольно высокая стоимость - около 185$ с человека за 12 минутный полет.

Прогулка по ближней смотровой тропе водопада.
Место из разряда “Must See”. По ближайшей скале, находящейся метрах в 70 напротив водопада проложена смотровая тропа. Тропа представляет собой каменно-цементную дорожку шириной в метр, идущую параллельно водопаду. Твердо и нескользско. В наиболее интересных местах у дорожки сделаны огороженные смотровые площадки. Виды на водопад открываются фантастические.

Прогулка по смотровой тропе в составе группы с англоязычным гидом входит в стандартный пакет, предлагаемый туркомпанией, но мы пошли самостоятельно и, полагаю, что не прогадали. Мы останавливались где хотели и когда хотели, никто не лез нам в объектив. Местная туркомпания снабдила нас подробной схемой водопада и окрестностей, поэтому проблем с навигацией не было.

По мере того, как ты приближаешься по смотровой тропе к водопаду, поток падающей на тебя влаги, нарастает. В какой-то момент сверху начинает лить как из хорошего душа не переставая (напомню, это в сезон высокой воды, когда над водопадом стоит водяное облако). В принципе, мы готовились к такому повороту событий и привезли с собой из Москвы дождевики. Но какой-то местный доброхот нам отсоветовал их надевать – типа при температуре около 30 градусов и 100% влажности вы там запаритесь.
В результате мы вымокли насквозь. Фотоаппарат пришлось тщательно замотать в целлофановый пакет. В месте, где тропа переходит из относительно «сухой» зоны в «мокрую», сидят аборигены и предлагают проходящим купить дождевик, какой-то сувенир и помощь в фотосъемке. Но в их глазах было столько алчного блеска, а мы уже были подмокшие, так что решили продолжить омовение без посторонней помощи. По тем, кого видел в дождевиках, у меня создалось впечатление, что сухой остается лишь верхняя часть спины.
Оптимальная форма одежды – майка, шорты, шлепки и целлофановые пакеты, чтоб замотать фотоаппарат в «мокрой» зоне тропы.

Обратной стороной огромного количества влаги, окружающей тебя со всех сторон на тропе являются радуги. В ясную погоду они везде – над водопадом, над тропой и даже вокруг тебя. Я первый раз в жизни видел горизонтальную радугу в форме круга. Она была очень четкой, диаметром метров пять вокруг меня на зеленой траве. Центром радуги был я! Двигался я – двигалась и радуга вокруг меня. Жаль, что невозможно было расчехлить фотик.

В конце скалы смотровая тропа делает поворот и вернуться в начало можно по другому краю скалы. Оттуда открываются интересные виды на ущелье и арочный мост через него.

День 3-й
Прощальная утренняя пробежка по дальней смотровой тропе водопада.

Место из разряда “Must See”. Тропа идет по скале, отстоящей от водопада несколько дальше, чем «ближняя», но зато она относительно сухая и с нее открываются очень красивые виды на ущелье с его отвесными стенами, бурным потоком, водоворотами и арочным мостом, к которому можно подобраться по этой тропе довольно близко.  Поскольку были ранним утром, на тропе никого не было, кроме одинокого бабуина, которому наше появление не понравилось. Вредное животное долго ругалось на нас из кустов, а потом принципиально нагадило на дорожке.

100 километровый переезд до границы с Ботсваной.
На удивление в приличном состоянии асфальтовое покрытие шоссейки с эпохальным наименованием «трасса М10». Убивает видение реальной нищеты африканского населения вне туристических зон. Осознание того, что сарай, в котором мы на даче обычно держим тачку, лопаты и прочий сельхозинвентарь, здесь служит домом для целой семьи, заставляет задуматься о мироустройстве.

Пограничный городок Казунгула на матушке-реке Замбези поразил нас многокилометровыми очередями фур африканских дальнобойщиков. Здесь они могут неделями ждать своей очереди на паромную переправу в Ботсвану. Несмотря на кипение страстей на берегу, нас двоих, как белых людей, без всякой очереди сначала отоварили штампиком в паспорте, а затем перевезли в Ботсвану индивидуальным спецбортом (еще один плюсик «Travel Box»). На середине реки наш паромщик вдруг заглушил движок и сказал: «Вы находитесь в историческом месте. Здесь сходятся границы четырех  великих африканских стран – Замбии, Зимбабве, Ботсваны и Намибии. В этом же месте в Замбези впадает еще одна великая африканская река Чобе. Прошу делать снимки». Поскольку, как я уже писал выше, река Замбези до умопомрачения  напоминает нашу Оку в среднем течении, а данная точка как нельзя лучше соответствовала месту, где Москва-река впадает в Оку (только Коломны не видно), нас разобрал ржач, что слегка напрягло нашего перевозчика. Ржач утих моментально, как только нас встретил водила нашего трансфера на противоположной стороне реки – веселый негр с выбитым передним зубом. Данный персонаж приветствовал нас фразой «Добро пожаловать в КЕНИЮ!!!». Минуту он сдерживался, глядя на вытянувшиеся физиономии глупых белых людей, а потом заржали все вместе. (Старина Tawane, привет тебе из России).

Житие и хлеб насущный в Замбии.
Огромный респект компании «Travel Box» за архиправильный выбор отеля. В Замбии, в рамках турпакета, мы жили в отеле Zambezi Sun. По уровню сервиса отель на твердую троечку, за исключением целых трех гигастратегических НО...

- первое, и самое главное – отель находится где-то в паре сотен метрах от водопада! Т.е. это самый ближний к водопаду Виктория и смотровой тропе отель, из всех существующих в мире; При входе в охраняемую зону водопада, мы видели автобусы, ожидающие туристов. Сравните: из нашего отеля пошел на водопад когда захотел и на сколько захотел; или из другого отеля тебя привезут автобусом в тургруппе на пару часов в конкретное время и все...
- вход на смотровые тропы водопада Виктория платный... За исключением постояльцев нашего отеля  Zambezi Sun и расположенного семистами метрами дальше более пафосного четырехзвездочного отеля Royal Livingstone.
- питание шведский стол утром и вечером в Zambezi Sun – более, чем достойное при скромной стоимости.
Вообще, отели водопада находятся в условном далеке от остальных мест цивилизации, принять пищу особо негде. На рецепции нам сказали, что есть крутая ресторация где-то за отелем, но туда надо записываться заранее, да и топать туда/обратно вечером сил уже не было. Есть еще рядом учреждение с гордым именем Zambezi Squire, на вид прилично, но качество готовки там хуже, чем в шоферской столовой №3 в г.Суздале в 1987г.
- И лично мое. Приличный пивохлеб должен оценить мягкость и вкус замбийского пива “Zambezi”.

По территории отеля бродят зебры, так что траву персоналу косить не надо.

На мой вопрос у местной тетки «А крокодилы-то в пруду есть?», она ответила – «А ты под табличку посмотри». И точно, из пруда вылезал прямо под табличку небольшой крокодильчик с очень хитрой мордой.

Когда поздним вечером шли из столовой по слабоосвещенной дорожке к нам в номер, я мужественно прятал супругу за спину, а сам громко топал ногами, дабы устрашить рептилию. С тех пор крокодила мы больше не видели.

Визу в Замбию получали непосредственно в аэропорту по прилете. Одноразовая – 50$ на человека. С учетом того, что на оформлении виз  работает неспешно всего один пограничник, рекомендую постараться сойти с самолета и заполнить иммиграционную карточку в числе первых, а то будете маяться в очереди часа полтора - два.

Ботсвана.
Температура 23° – 25° градусов.

Главной достопримечательностью и гордостью Ботсваны являются ее национальные парки. В рамках тура у нас было 3 вида сафари в национальном парке Чобе – утреннее и дневное на внедорожниках и дневное по одноименной реке Чобе на катере. В открытом внедорожнике 3 сидения, по два человека на каждое. Катера разные, у нас был большой катамаран на котором без помех друг для друга разместилось 15 белых человек.

На автомобильном сафари вас 3 часа везут по определенному  маршруту. Сначала вдоль берега реки, а потом дорога уходит в глубину буша. Буш – это что-то типа лесостепи: высокая трава с кустарниками и отдельно стоящими деревьями.

Самое большое впечатление оставило дневное сафари на внедорожнике. Как я уже говорил, мы были в сезон высокой воды, река Чобе разлилась и здесь было раздолье для всякого рода травоядных зверушек и птиц. У нас было впечатление, что за каждым кустом сидит какая-то живность.

Поразили слоны. Они больше индийских раза в полтора.

Еще понравились антилопы куду с огромными винтовыми рогами. Здоровенный самец с места, сиганул не напрягаясь, через двухметровый куст.

Кого видели:
Слоны в больших количествах, бегемоты в воде, зебры, жирафы, антилопы импала, куду,  мартышки и бабуины, здоровенную полутораметровую игуану, мангустов, орлов-рыболовов, марабу, и прочих пернатых без счета.

Цель утреннего сафари – немного другая. Большинство хищников охотится ночью, поэтому егеря пытаются обнаружить их следы, а затем выследить животное, пока оно не укрылось в своем логове или не забилось в тень где-нибудь в глубине буша. Нам, к сожалению, не повезло. Следы крупного льва на дороге нам показали, но этим все и закончилось, несмотря на то, что наш водитель-егерь носился в его поисках, как наскипидаренный. Вообще, крупных животных на утреннем сафари мало. Так, что мы обращали внимание на птиц.

Например, гусь, ночующий на высоком дереве, выглядит очень необычно.

Речное сафари позволяет увидеть животных и птиц непосредственно вблизи на мелководье. Это, в первую очередь, бегемоты и крокодилы.

Ну и опять же, неимоверное количество самых разных птиц.

Житие и хлеб насущный в Ботсване.
В Ботсване турагентство нам забронировало гостиницу “Chobe Safari Lodge” 3***. Номера удобные, оформлены в колониальном стиле, кровати с противомоскитными сетками. Мы не пользовались по причине отсутствия москитов в номерах. Вечером в открытой столовой под каждым столиком зажигают противокомариные спиральки, но пару укусов мы все-таки словили. Так что мазюкалки и спреи от кровососов обязательны к применению. Кормежка была не ахти, но голодными не уходили.

Если в Замбии в отеле траву косят зебрами, то в Ботсване в отеле траву косят кабанчиками. Животные дикие, на моих глазах кабаниха серьезно шуганула тетку, которой вздумалось сделать фото рядом с ее поросятами.

Удобство отеля в том, что от него до границы национального парка Чобе на машине было минут 10 езды, катер на речное сафари отходил непосредственно от причальчика отеля.

Визу в Ботсвану для граждан России получать не надо. На границе, при въезде из Замбии с помощью нашего пройдошистого водителя трансфера мы за минуту получили нужный штампик в паспорте. Аналогичная процедура была в аэропорту Касане при вылете.

Вообще,  настраиваясь на Африку, я был готов к 20-30 минутным опозданиям трансферов и экскурсий. К нашему огромному удивлению, независимо от страны, все наземные транспортные средства подавались минута в минуту (еще плюс компании «Travel Box» за правильный выбор контрагентов). Аэропланы Южноафриканских авиалиний, хоть и задерживались с вылетом минут на 20, но в аэропорту прибытия приземлялись точно по расписанию.
Персональный подбор тура в Замбию!
Зося*
Казахстан, Караганда
27 июнь 2015 г.
Невероятная поездка у вас получилась!!!Благодарна за прекрасный и подробный рассказ.Было очень интересно читать,а фото-вообще великолепны!!
Ledi lyda
Спасибо, что поделились.
Planeta Tina
Германия, Мюнхен
1 апрель 2014 г.
Шикарно!Чем больше читаю рассказов о поездках в Южную Африку,тем больше желания туда попасть!Рассказ написан очень хорошо-приятно читать и смотреть!
1 апрель 2014 г.
Из тех рассказов, по тексту которого не пробежишься взглядом за чашечкой кофе. Но и мозг не скукоживается от сухости перетолкованных в собственном изложении guide-сведений.
Словом, удался!
Спасибо.
cheelena
Россия, Самара
1 апрель 2014 г.
Всего 8 дней, а такое ощущение, что как минимум пару недель там путешествовали. Очень насыщенная поездка. И рассказ информативный, четко структурированный и написан хорошим языком. Виды шикарные. Спасибо!
aom
Россия, Новороссийск
31 март 2014 г.
Очень интересный и обстоятельный рассказ, Ваше путешествие вызывает белую зависть!
igbart
Россия, Екатеринбург
31 март 2014 г.
Давненько не было таких обстоятельных отзывов. Отличный отдых. Не помешала бы цена вопроса и фото этих мест конечно же больше надо, да и сами на таком фоне не испортили бы снимки. Удачи вам!
КЛМ
31 март 2014 г.
Информативный рассказ, дельных советов много. Ох, чую я, не миновать мне Африки! Фоток бы поболе. Вот только вирус настораживает.
Lanka Baginska
31 март 2014 г.
Дивные дикие места, и, конечно, одной недели на это всё - очень мало, особенно фотолюбителям. Я бы этот маршрут недели на 3 растянула)
Сидиор Сергей
31 март 2014 г.
я по новостям видел, там сейчас в Африке вирус Ебола гуляет, они там гниют заживо. Лучше не путешествовать туда.
Персональный подбор тура в Замбию!
  • Подбор туров более чем из 300 млн. вариантов!
  • Горящие туры!!! Сэкономьте до 40 % !!!
  • Планируйте отдых сейчас! Без лишних расходов!
  • Более 100 офисов продаж по всей России!