Отзыв написан: 8 января 2014 г.

*** Этот рассказ является фрагментом большого рассказа о поездке в северную Португалию: "Порту и окрестности (Коимбра, Виана ду Каштело, Брага, Гимарайш, Вила ду Конде)". Понятно, что изъятый из общего контекста отрывок по определению много теряет, поэтому лучше всего читать весь рассказ  целиком - при желании найти его очень нетрудно !

Я хочу рассказать о городке, который стал одним из неожиданно-приятных сюрпризов нашего небольшого путешествия. Это Виана ду Каштелу, расположенная на берегу океана неподалёку от границы с Испанией. Виана появилась в нашем маршруте почти в последний момент, хотя как "кандидат" рассматривалась давно. Дело в том, что с самого начала у нас был "подвешен" 1 день поездки: планировалось посмотреть сам Порту, Брагу, Гимарайеш, Коимбру и Ламегу, а вот чем занять ещё день, однозначного решения не было. С переменным успехом я рассматривал и Вилу Реал с усадьбой Матеуш, и Амаранте, и Авейру, и крепость Санта-Мария ду Фейру и Виану ду Каштелу, но ни один город при ближайшем рассмотрении не трогал душу настолько, чтобы сказать "Ооо! Вот оно!".

В конечном счёте мои ангелы, видимо, окончательно разуверившись в способностях своего подопечного принять правильное решение, всё же вразумили меня - и Виана была поставлена в "путевой лист" вместо Ламегу. Во-первых, по причине своего приморского расположения, а во-вторых, банально не хотелось тратить на поездку в Ламегу 6 часов (в обе стороны на автобусе) из и без того не самых длинных пяти португальских дней. И теперь я благодарен вдохновившим меня на такое решение, поскольку прогулка по Виане оставила одни из самых ярких и приятных впечатлений среди городов португальского севера.

Добраться от Вианы из Порту несложно: автобусом или поездом. Основная проблема заключается в правильном планировании регламента поездки, поскольку в обоих случаях мы имеем всего по нескольку дневных рейсов - и лишь немногим больше в выходные дни. Из автобусных компаний в Виану ездят Rede Expressos и Transdev, а также A.V. Minho (www.avminho.pt), специализирующаяся, как видно из её названия, по одноимённой северной провинции.

Если ехать по рельсам, то в Порту на вокзале Сао Бенту надо сесть на электричку в направлении Браги, доехать до станции Нине (Nine) и там пересеть на другой поезд линии Миньо, следующий в сторону Валенсы и испанского Виго, "сквозное" расписание от Порту можно посмотреть и скачать на сайте www.cp.pt (Linha do Minho: Porto > Valenca > Vigo).

Утренняя электричка до Вианы имеет очень удобную стыковку в Нине: следующий поезд отправляется всего через 15 минут и уже ожидает на соседнем пути, так что даже переходить на другую платформу нужды не было. Вагоны в нём явно постарее, но кондиционеры тоже имеются (и холодят, на мой взгляд, даже больше, чем следует) и, что удивило, здесь обнаружились туалеты.

Сама дорога от Нине до Вианы нескоростная, одноколейная, поезда разъезжаются на станциях, коих по пути оказалось немало. И внешне она понравилась нам больше прочих, по которым мы ездили. Не сама дорога, разумеется, а окрестности, вдоль которых её проложили: не поля да перелески, а городки и посёлки с типично южными "усадьбами" и огородами (а то в районе Порту частенько было трудно понять, что ты находишься в Португалии, на краю Европы, а не в каком-то самом что ни на есть среднерусском Подмосковье). Тут мы впервые увидели как растут помело, или какие-то ещё очень крупные цитрусовые - было удивительно, как их выдерживают ветки очень небольшого дерева. А уж сколько речек мы проехали - в соседней Испании на всю страну столько не наберётся (утрирую слегка, разумеется). Так что почти часовой отрезок прошёл незаметно.

Ну вот мы и в Виане (выражаясь языком рекламы одной из печальной памяти контор времён 90-х), откуда уже с вокзала, точнее, с переходного через пути мостика, виден океан.

На самом деле, хоть и считается, что Виана расположена на побережье (и формально так оно и есть), до него от исторического центра идти прилично, километра два, а то и поболее. Зато те, кто, располагая временем и силами, дойдёт до океана, просто уж обязан ещё пройтись по узкому длинному молу до маяка, разделяющего устье реки Лимы, на которой стоит город, и воды океана - мы не дошли туда, но судя по видам от гугловского "жёлтого человечка", оно того стоит !

Одним из мест, заслуживающих внимания в Виане ду Каштелу, является гора Санта-Лусия с одноимённой базиликой. Совсем недавно, буквально несколько лет назад, была возобновлена работа фуникулёра, ведущего к её вершине на высоту 160 метров. Его "нижняя" станция расположена недалеко от вокзала со стороны, противоположной реке и исторической части города, "поезда" отправляются каждые 15 минут, а стоит это удовольствие 1.5 евро в одну сторону.

Фуникулёр Санта-Лусия (кстати, самый длинный в Португалии - 650 метров) является "беспилотным", его машинисты руководят процессом из кабинок в конечных точках трассы. Ну а особо желающие (как пел поэт, "каждый бравый имеет право") могут совершить "pleasant walk" - по словам путеводителя Rough Guide - длиной в 4 километра. Мы этого желали не особо :)

Маршрут фуникулёра довольно живописен. Снизу то огромный куст дурмана встретится (самый большой из тех, которые я когда-либо видел), то усыпанный жёлто-красными цветами куст настурции. А уже ближе к вершине начинают открываться панорамы города, реки и - чуть подальше - океана:

Фуникулёр Санта-Лусия спаренный, то есть вагончики вверх и вниз стартуют одновременно. А разъезжаются они (если повезёт !) вот на этом "пятачке", причём почему-то по левым сторонам:

Расположенная на вершине горы базилика (новодел начала 20 века) чем-то напоминает церковь Сакре-Кёр на парижском Монмартре, но назвать её копией, как пишут некоторые источники, конечно же нельзя:

Виды на окрестности с высоты горы Санта-Лусия:

Внутри церковь, честно сказать, новодел-новоделом. Только вот купол с ангелочками чем-то привлекает:

Посещение базилики бесплатно, равно как и подъём на одну из её террас, но тем, кто захочет воспользоваться лифтом, это обойдётся в 1 евро.

Самым красивым местом исторического центра Вианы является Площадь республики (Praca da Republica) - бывшая Площадь Королевы. Здесь можно увидеть много интересных зданий и сооружений преимущественно 16 века: готическую ратушу, первый в Португалии дом милосердия с аркадой внизу и двумя балконами, украшенными скульптурными колоннадами, являющийся частью одноимённой церкви и, конечно же, гранитный фонтан в центре. Да и прочие симпатичные домишки по периметру площади совсем не портят, а наоборот - ещё более подчёркивают её красоту и аутентичность:

Здесь же расположена ещё одна любопытная скульптурная композиция. Посвящена она Карамуру - Диего Альваресу Корреа и его жене. И об очень интересной истории этой четы я расскажу несколько подробнее. Торговец Диего Альваресу Корреа, уроженец Вианы ду Каштелу (правда, по некоторым сведениям местом его рождения является испанская Ла Корунья, но вианцы считают это происками завистливого «большого» соседа), потерпел кораблекрушение недалеко от берегов нынешней бразильской провинции Бахия и оказался единственным выжившим в этой катастрофе. Попав к туземцам местного племени, он, благодаря своей  счастливой звезде в виде мушкета, не был съеден и остался жить среди индейцев. Те дали ему прозвище "человек огня" - Карамуру, что дословно означает "палка, плюющаяся огнём" (имелся в виду мушкет Альвареса). С огнём и магией (а как ещё могли расценить туземцы огнестрельное оружие ?), как известно, лучше не связываться, поэтому Диего не только прижился в племени, но и получил в жёны дочь здешнего вождя Парагуасу, ещё более упрочив свой статус. Благодаря своему положению среди индейцев и знанию местных обычаев, Диего Альварес на протяжении сорока лет активно способствовал развитию торговли и взаимопонимания между прибывающими в Бразилию французскими и португальскими экспедициями и местными племенами. За это время Корреа с женой побывали во Франции, где Парагуасу была крещена как Екатерина из Бразилии (Katherine du Brezil). Миссионерские заслуги Альвареса и его роль в процессе бразильской колонизации были отмечены португальским королём Жуаном III. А в 18 веке историю Карамуру увековечил в одноимённой романтической поэме профессор теологии коимбрского университета.

Монумент, изображающий Диего Альвареса Корреа (то ли с веслом, то ли с «плюющейся палкой») и его жену Парагуасу-Екатерину, мы и видим сегодня на Площади республики городка Виана ду Каштелу:

Среди прочих сооружений Вианы внимания в первую очередь заслуживает Приходская церковь (Igreja Matriz - главная церковь в дословном переводе), которую также называют кафедральным собором (Се). Собор (мне хочется называть его именно так) великолепен ! Не слишком большой, но выглядящий так, как и должно выглядеть подобное сооружение: монументально, брутально, величественно и в меру (по-хорошему - поймите меня правильно !) мрачновато, как и положено сакральному средневековому (а он построен в 15 веке) храму. И спасибо потомкам, которые не стали перестраивать его, спасибо Мануэлю I, который случайно или преднамеренно не внёс собор в список сооружений, подлежащих реконструкции в соответствии со стилем имени себя, и спасибо реставраторам за то, что свою работу они выполнили без фанатизма и с чувством меры и уважения к истории. Которое, к сожалению, далеко не всегда можно встретить в отношении средневековых или тем уж паче античных памятников, коих, если разобраться, в Европе осталось не так уж много. Сколько великолепных романских и готических соборов и церквей "пали жертвами" новомодных стилей и направлений ! А сколь печально зрелище  римских амфитеатров, прошедших сквозь века, но утонувших в афишах и металлопластмассовых конструкциях современных трибун в угоду "длинному евро" ! И повстречать образец "чистой" романской архитектуры на улочках небольшой Вианы ду Каштело было и приятно, и интересно. Одно только жаль: время работы собора не позволило в него попасть...

Я, как многие, возможно, уже заметили, не любитель пышных стилей: барокко, рококо и прочих классицизмов. Но даже я не могу не признать красоту ещё одной церкви в центре Вианы - Capela das Malheiras, считающейся (и по праву !) одним из лучших архитектурных образцов португальского барокко:

В Виане интересны не только "отдельно стоящие" достопримечательности. Её улочки (по крайней мере, в центре) сами по себе очень приятны и обаятельны - причём последнее особенно важно. Бывает же как: вроде и красиво глазу какое-то место, а радости нет, души в нём не чувствуешь. А гуляя по Виане, удовольствие получают и глаз, и душа, и сердце.

А от этого "ноу-хау" вианцев мы были в восторге. Нет, шины, используемые в качестве клумб, мы уже видели, но разноцветно разукрашенные шины ! А как смотрятся !

Я уже писал, и вновь не могу не повториться: как же красиво, когда город расположен на воде !

На заднем плане виден ещё один мост работы Густава Эйфеля, возведённый за год до строительства моста Доньи Марии Пии в Порту.

А именно с водой была неразрывно связана вся история Вианы, начиная с момента её основания королём Афонсу III в 1253 году (тогда поселение называлось Viana da Foz do Lima, а нынешнее название оно получило в середине 19 века вместе с присвоением ему статуса города). Поэтически выражаясь, вода в буквальном смысле была кормилицей Вианы, торговый флот которой в иные времена достигал 70 судов. В 16-17 веках из здешнего порта отправлялись многочисленные экспедиции к берегам Нового света, а в 18 столетии отсюда велись поставки портвейна в Англию. Уже в середине 20 века в доках Вианы был построен рыболовный флот для ловли трески в водах северной Атлантики. Все эти достижения и традиции Вианы нашли отражение в монументе в форме фонтана, символизирующим город и его достижения:

Центральная скульптура изображает Виану в виде женской фигуры в развевающейся как бы на морском ветру одежде, держащей в левой руке каравеллу, а в правой - скипетр - символ власти. Эта композиция олицетворяет Виану как королеву морей, а 4 окружающих её бюста - 4 континента: Европу, Азию, Африку и Америку, к берегам которых плавали вианесские корабли.

Бульвар-набережная возле памятника – ещё одно яркое и красивое место в городе:

Говоря о Виане ду Каштело, невозможно пройти мимо ещё одной очень характерной особенности этого города. В Португалии Виана славится своим фольклором, который считается одним из самых богатых в стране, и пышностью городских и религиозных праздников – ромарий (romarias). Не могу лично подтвердить или опровергнуть это заявление, но то, что оно подкреплено весьма необычным памятником – вианесскому фольклору (Monumento ao Folclore Vianense), установленному перед вокзалом – несомненный факт:

Правда, у людей поколения «made in USSR» скульптуры композиции могут вызвать ассоциации с танцами в заводском клубе после окончания рабочей смены, но жители Вианы, не знакомые с фильмами типа «Девчата» и «Кубанские казаки», такими мелочами явно не заморачиваются.

Да, Виана ду Каштело оказалась очень интересной, и мы, честно говоря, слегка «недовианились». Но, как я уже говорил, не слишком частый трафик между Вианой и Порту ограничивал наши возможности, и, поскольку вечером у нас был запланирован пикник у океана, вынуждены были уехать раньше, чем нам этого хотелось бы. Однако это не помешало нам считать красивую, красочную и очень позитивную Виану подлинной находкой нашего путешествия и искренне рекомендовать её для посещения абсолютно всем. И пусть Виана ду Каштелу понравится вам не меньше, чем нам !
Владислав Батарин
10 январь 2014 г.
Точнее лучше сначала прочитать и осмыслить, а потом будет совсем легко собирать доп. информацию, если понадобится.
9 январь 2014 г.
Занимательно и информативно. Если соберусь в Португалию - не буду утруждать себя сбором информации, Вас перечитаю. Спасибо!
Lorens
Латвия, Вентспилс
9 январь 2014 г.
Очень красивый городок. Мечтаю побывать в Португалии летом, а то только зимой получалось. Спасибо, что поделились.
Владислав Батарин
9 январь 2014 г.
Автору, министерство туризма Португалии просто обязано выдать грант за попуризацию страны!
platok
Россия, Обнинск
8 январь 2014 г.
Какое небо!) и все радует глаз!)