Делиться с другими своими впечателениями об отдыхе;
Общаться и заводить друзей среди туристов;
Обрести популярность в нашем сообществе.
Отвечать на отзывы клиентов и быть более заметным среди целевой аудитории;
Повысить позиции вашей турфимы в поисковых системах;
Внести фирму в базу сайта и получать звонки;
Вышло так, что после сентябрьского набега на горнолыжные курорты Восс и Миркдален, организованного "Асент Трэвел", представилась возможность еще раз посмотреть на эти склоны - но уже в рабочем, так сказать, состоянии - под снегом.
Долгие новогодние каникулы с неспешным пробуждением в десять утра мы растянули еще на неделю - в Берген вылетали 10 января, а в Бергене, с его тремя часами разницы с Москвой, все встают очень-очень поздно - по московским меркам, разумеется. Берген встретил нас темнотой, хорошим - градусов 5-7 - плюсом и дождем. Почти два часа дороги прошли в ожидании снега, но собственно снег появился уже в самом Воссе, точнее - когда по серпантину стали взбираться к отелю, в котором нам предстояло жить.
Отель Баваллстунет, который полностью величают Voss Resort Bavallstunet (Voss) - это несколько десятков коттеджей разного размера и комфортности, эдакий дачный почелок, все домики которого нанизаны на серпантин дорожки. Дорожка упирается в здание ресепшн, где есть бар, интернет и несколько "просто гостиничных" номеров-апартаментов. Коттеджи - это одно- или двухуровневое помещение: кухня-столовая-гостинная с балконом или террасой, а также 2-3 спальни и санузел. Жилье красивое, теплое, уютное... Впрочем, нам еще предстоит в них заселиться, а пока отельный пикапчик развозит постояльцев по номерам. Темно. И хотя снег уже есть, дождь тоже еще есть, и температура откровенно плюсовая.
Что едва не стало причиной травмы моей морды лица. Дорвавшись до сауны, а потом выскочив из нее на снежок, взял да плюхнулся в снег, как стоял. Отпечаток этого дурака, пробившего мордой толстую корку наста, еще пару дней молчаливым укором располагался перед входом в наш домик. Потом, слава богу, его замело...
Впрочем, пора на горку. Дождя-то нет! В сентябре я разглядывал поросшие травой и пропитанные водой склоны и лишь догадывался, как они выглядят под снегом. А под снегом они выглядели дивно. Осенью мы сравнивали норвежские горы вставшим дыбом болотом – вода была повсюду. Будем искать, куда она подевалась… Скипассы получили, прокатное снаряжение взяли – вполне достойные, надо сказать, и лыжи, и ботинки. До подъемников от отеля ходу – минут десять неспешным шагом. Подъемники – шустрые четырехкреселки, народу – никого. Потому сиденья покрыты смерзшимся снегом – ну ничего, жаром наших сердец… или чем там еще… Короче, это не та проблема, на которой стоит зацикливаться – одеты мы исправно.
Трасса подъемника идет через лес, и под снежными карнизами, изрисованными следами лыжников-фрирайдеров, мы видим красивые такие ледяные занавесочки. То есть текла вода струйкой, замерзла струйка, новая вода потекла с обеих сторон, замерзла – но воды много. Потому такие «занавесочки», причем некоторые очень даже солидных размеров, встречались повсеместно. Но что-то мешает любоваться красотами и заставляет воротить нос… Ветер! Едва кресло выехало из лесной просеки, как задуло изо всех сил, причем с крупой. Балаклава, очечки, капюшон – нам есть куда прятаться, и хотя подъем занимает минут пятнадцать, замерзнуть не успеваем. Но наверху метет. Сверяемся с огромной картой, выбираем для начала зелененькую трассу с цифрой восемь – и быстрее вниз. Ну дует же, чего рассусоливать!
Вот экономят норвежцы на разметке трасс – или, что тоже весьма вероятно, им самим абсолютно всё равно где спускаться. Раз мы потеряли свою «восьмерочку», выбрались. Еще раз укатились в сторону. Стали возвращаться, срезая угол по целине – мама дорогая, лыжи вроде как держатся, а палка без сопротивления уходит чуть не на всю длину. «Чуть» - потому что не проверяли, ибо так и с лыж свалиться недолго. Те, кто сваливался – даже рядом с укатанной ратраками трассой – рассказывали, что без посторонней помощи из снега не выплыть, нет никакой опоры. И год, говорят, пока малоснежный – каких-то жалких два метра выпало…
Но первый спуск, разведочный, мы завершили успешно, как и все остальные, впрочем. Следующий подъем порадовал – ветер стал тише, крупа сыпаться перестала. А третий раз на том же подъемнике мы приехали в облако – носки лыж видно, а дальше – белая пелена. Так что присказка «не нравится погода – подожди пять минут и она изменится» к норвежским горам применима на сто процентов.
Ввиду малолюдья (это класс – никто не мешает, хочешь – несись, хочешь – раскатывайся на всю ширину трассы!) бугельные подъемники, обслуживающие трассы уже в безлесной зоне, в тот день не работали – но потом мы их всё равно отведали.
Что хочу сказать – приятное там катание, великолепный снег, интересный рельеф. Сложность трасс – любая, и можно без проблем спланировать спуск как для новичка, так и для «упертого» лыжника. Для обучающихся – пологий спуск с бэби-лифтом, это подъемник в виде транспортерной ленты, идущей вровень с поверхностью снега.
На следующий день мы поехали в Миркдален – это связанная с Воссом зона катания, обслуживаемая одним ски-басом. Автобус ходит между городом Восс, Восс-ресортом и Миркдаленом. По дороге – тот самый восхитивший своей мощью водопад Твиндефоссен. Восхитивший в сентябре.
Сейчас парня не узнать – что-то там течет сверху, конечно, но с тем, что было – не сравнить. Надо будет его весной проверить, когда снег тает – вообще ниагарой должен выглядеть….
Так вот, Миркдален. На этот курорт у норвежцев большие надежды. И большие капвложения, соответственно. Коттеджный поселок, наподобие Бавалстунета, уже готов и вовсю принимает гостей, строится первый корпус гостиницы, а всего корпусов будет штук пять – проект смотрится впечатляюще.
Но нас больше интересуют склоны. Миркдален весь расположен выше лесной зоны, потому на подъемнике уже с первых метров начинает донимать ветер, который с набором высоты становится все сильнее, сильнее, сильнее… Если встать на склоне против ветра, выпрямиться и раскинуть руки – то ветер буквально гонит вверх. Но присядешь-сложишься, вроде как для скоростного спуска – ага, поехали вниз… Так что, будущие норвежские горнолыжники, не бойтесь холода – бойтесь ветра. И экипировку подбирайте главным образом из расчета на ветер.
Вот так наверху когда метет:
А вот так - когда стихает и облако уходит на соседние горы:
А трассы в Миркдалене роскошные, и главное – есть специальные участки для фрирайда, внетрассового катания. На курортах в Альпах такая роскошь – только контрабандой или с инструктором за отдельную плату. А тут – катайся не хочу. Начинающим в Миркдалене очень нравится «детская черная трасса» - метров четыреста пологого-пологого спуска плюс бугельный подъемник. Для тех, кто только осваивает повороты – просто роскошное и безопасное место.
Однако всему приходит конец, роскошной каталке в том числе. Нехорошие предчувствия появились во второй половине дня в пятницу, к вечеру же пятницы наш тихий коттеджный поселок был забит под завязку. Норвежцы, всю неделю копившие энергию, решили в уикенд дать ей выход. Утром за скипассами - очередь, в прокате - неразбериха, на подъемники - хвост. На склонах не то, чтобы давка, но от прошлого безмятежного катания не осталось и следа. Сноубордеры, телемаркеры и, это главное, дети умудрялись занимать всю ширину склона - причем как в движении, так и стоя.
Особенно осторожными нужно быть с детьми - тут они чувствуют себя хозяевами и не обращают внимания ни на кого. При этом самым невероятным образом оказываются именно на твоей траектории. Увернешься от дитятки - вылетаешь на мирно беседующих под бугром, и потому абсолютно сверху незаметных, сноубордеров. Проскочил сноубордеров - наперерез едет, изящно припав на одно колено, адепт телемарка. Какая-то компьютерная игра, право слово... Потому совет - будете планировать график пребывания на норвежских горнолыжных склонах - субботу посвятите экскурсиям, любви, шопингу, вышиванию крестиком... Но не каталке. В воскресенье народу уже значительно меньше.
Ну а теперь про экскурсии. Собственно, кроме каких-то экзотических предложений, вроде полетов на параплане и ледолазания по замерзшим водопадам, на которые отваживаются единицы, "всехних" экскурсий в программе два - посещение славного города Бергена и водно-железнодорожный трип "Норвегия в миниатюре". Кроме того, не стоит игнорировать собственно Восс - он хоть и маленький, но вполне смотрибельный.
Берген хорош в любую погоду, а поскольку погода в нем, как и во всей Норвегии, меняется с шагом в пять минут, что-то красивенькое вы обязательно увидите в любое время года и в любое время суток. Единственное, надо верить, что вам повезет и погода будет хорошей в тот момент, когда настанет время созерцать Берген со смотровой площадки. На нее вас доставит фуникулер, который сам по себе давняя городская достопримечательность.
По Бергену интересно ходить пешком, благо старая его часть маленькая - Ганзейская набережная с прилегающими территориями да мыс, торчащий в бухту напротив этой набережной. Есть улочки настолько крутые, что по стенам домов укреплены перила. Есть дворики в глубине кварталов, из которых нет никакого желания уходить. Пряничные домики. Неожиданные панорамы с элементами гриновской морской романтики - Лисс и Зурбаган местами наверняка выглядели так же, как местами выглядит Берген.
В районе Ганзейской набережной стоит уйти в глубину дворов вдоль пакгаузов - там сейчас сувенирные лавочки и пятисотлетние деревянные конструкции. Старый королевский дворец под зеленой крышей и башня Розенкранца к нашему прибытию были закрыты, но вам может повезти больше.
Красивый город Берген, красивый, уютный и интересный. Да, про музей Эдварда Грга не забудьте - я про него немного раньше уже писал, повторяться не буду. Но зато коротенько расскажу о том, как выглядит экскурсия "Норвегия в миниатюре" в разгар зимы. "Зеленый" ее вариант я тоже уже описывал, но пару фотографий оттуда позаимствую - чтобы было с чем сравнить.
На этот раз мы ехали поездом до заметенной снегом станции Мюрдалль. Там ждали где-то полчаса отправления поезда во Флом. Главная загадка - а жили ли тут люди до появления железной дороги, и если жили - то чем занимались? такие места дарят двойную, а то и тройную радость: потому что красиво и есть, что сфотографировать; потому что занесло в такую глушь; потому что ты живешь в другом, куда более комфортном для жизни месте.
Зимой в Норвегии туристов где-то втрое меньше, чем осенью - поскольку осенью в поездике, идущем во Флом, аж шесть вагонов, а нам подали только с двумя. Да и в тех, я могу сказать честно и без всяких идиом, свободного места было вагон, даже больше.
Самая главная фишка путешествия, до и после которой народ мечется поперк вагона и фотографирует внезапно выскакивающие из тоннелей виды - водопад. Он был грохочущий, величественный и неумолимый, в предыдущем рассказе есть видео. Тут же только помещу фото - ну так, для сравнения... Вот таким огурцом он был в сентябре...
А вот так сник с наступлением холодов.
Далее фото из окна поезда:
Путь до Флома короткий, и еще короче - переход от поезда до кораблика-парома, на котором нам предстоит отправиться по фьордам в Гудванген. Можно сказать, что кораблики и поезда подают к одной платформе.
Когда мы поднимались на борт, день уже стремительно темнел. И чем меньше оставалось света, тем более фантастические картинки окружали нас со всех сторон. Потом, обрабатывая карточки, я не стал их темнить - электроника подкорректировала картинки под более естественное освещение, и я с ней согласился - так все-таки лучше смотрится. Но для примера все-таки покажу и съемку, сделанную мыльницей "Олимпус", глупой - и потому правдивой.
Ну и мыльницей же снятое необработанное видео - для полноты впечатлений...
В Гудвангене мы уже были в полной темноте, и обратный путь на автобусе особых впечатлений не оставил. Потому совет - такую экскурсию лучше брать все-таки в летний период, тем более, что с октября по май из маршрута исключен потрясающий серпантин, ведущий в долину Столхейм. Зимой эта дорога закрыта, взамен - простой и скучный тоннель.
В качестве резюме этого повествования замечу - зимняя Норвегия скорее всего мало порадует тех, кто давно мечтает об этой стране. Вернее, порадует, и может даже очень сильно - но это уже для знатоков, для любителей "эдакого". Короче, "норвежской попсы" не будет. Но впечатлений будет куча в любом случае, да и катание весьма качественное. Но мое дело - рассказать, а ехать или не ехать - каждый решает сам. Лично мне понравилось.
Алексей, ну как так? Такой опытный мужчина и "мордой лица" в наст??? :)
Фотографии Нёрей-фьорда очень понравились.