Делиться с другими своими впечателениями об отдыхе;
Общаться и заводить друзей среди туристов;
Обрести популярность в нашем сообществе.
Отвечать на отзывы клиентов и быть более заметным среди целевой аудитории;
Повысить позиции вашей турфимы в поисковых системах;
Внести фирму в базу сайта и получать звонки;
Период: 19 мая – 2 июня
Проживание: Ллорет-де-Мар – Лиссабон – Толедо - Мадрид
Поездка по Испании и Португалии – мой первый опыт, когда в рамках одного путешествия совершается относительно большое количество самостоятельных перемещений и расселений. Мне это было интересно как на этапе конструирования поездки, так и в процессе реализации плана и, уверена, что полезно, как минимум потому, что опыт лишним не бывает. В своем отзыве постараюсь максимально полно отразить практическую сторону предприятия, в особенности, что касается переездов, проживания, цен.
В качестве базового места пребывания был выбран курортный город Ллорет-де-Мар (Коста-Брава), отель San Juan Park **, где планировалось поселить чемодан и провести несколько дней. Основная причина выбора – крайне демократичная цена (при раннем бронировании комплект из перелетов Москва-Барселона-Москва «регуляркой», проживания в течение 15 дней/14 ночей, трансферов из/в аэропорт и завтраков стоил около 22 тыс. руб.): жить там я все равно особо не собиралась, при этом жаба не грозилась задушить меня за пустую трату денег. Пакетный тур приобретался у туроператора «Coral travel» через агентство «Green line» по акции раннего бронирования где-то за месяц до поездки (акция длилась до конца апреля). Покуда происходил оборот документов в природе, делалась виза, я с чувством, с толком, с расстановкой бронировала переезды и отели и выбирала достопримечательности для обязательного посещения.
В процессе бронирований первоначальный план несколько трансформировался. Так, я практически сразу отказалась от мысли вклинить в поездку осмотр Севильи, чтоб уж совсем галопа не было. Вместо возвращения из Мадрида в Ллорет-де-Мар ночным поездом либо автобусом через Жирону выбрала возвращение поездом через Барселону, т. к. сайты автобусной (Alsa) и ж/д (Renfe) компаний почему-то упорно не желали продавать билет Мадрид-Жирона.
Забегая вперед, скажу, что в итоге все, что по каким-то причинам не бронировалось, в результате избавляло меня от лишнего геморроя и дополнительных трат. К примеру, отсутствие на вокзале Жироны камеры хранения совершенно определенно поставило бы в затруднительное положение: даже скромный багаж совершенно не в радость, когда гуляешь по городу. И, кстати, насчет прогулок по Жироне: как выяснилось опытным путем, на самом вокзале и в его окрестностях почему-то отсутствует информационный туристический офис, где можно разжиться картой и задать вопросы. Кроме того, отказалась от намерения посетить Монтсеррат, т. к. далеко, долго и переезды к концу отпуска осточертели. По тем же причинам (ну и плюс потому, что Барселона меня не зацепила) бывала в столице Каталонии гораздо меньше, чем планировалось.
В окончательном варианте маршрут выглядел так: 19-20 мая – Ллорет-де-Мар, 21 мая – поездка в Барселону, 22 мая – перелет в Лиссабон, 24 мая – поездка в Синтру и на Мыс Рока, в ночь с 25 на 26 мая переезд в Мадрид, а оттуда в Толедо (26 мая), 28 мая – возвращение в Мадрид, в ночь с 29 на 30 мая – поездом до Барселоны, а к вечеру 30 мая – в Ллорет-де-Мар. И оставшиеся дни – до 2 июня – балбесничала в Ллорете.
Ллорет-де-Мар
Симпатичный небольшой городок. Тусовочный, но в самом начале сезона это не особо ощущается и напрягает.
Куда можно сходить: пляж, дискотеки, казино, ботанический сад, сады св. Клотильды, морской музей, водный парк...
К плюсам размещения в Ллорете я бы отнесла близость Франции: можно съездить на экскурсии, к примеру, в Каркассон, Коллиур, Перпиньян... Отельный гид предлагала эти экскурсии за 80 евро. Кто интересуется творчеством Дали, недалеко до Фигереса.
Очень понравилось море: очень чистое, вода прозрачная. Глубина начинается прям у берега, так что для детей плохой вариант. Пляжи просторные и чистые. Песочек очень интересный: как будто мелко дробленая галька, кожу шлифует на отлично.
В конце мая - начале июня водичка была прохладная, брррр. Но купаться можно: если между заходами не делать больших пауз, то на 3-й заход вполне комфортно. Русские, немцы, поляки и дети без проблем купались. Даже местные иногда в воду залезали. Выйдя на утро после приезда к морю, я тут же решила «забить» на немедленную поездку в Барселону: такое оно было красивое – не оторвешься.
К минусам размещения в Ллорете я бы отнесла его не самую лучшую транспортную доступность (это актуально, если есть желание самостоятельно поездить по экскурсиям, но нет машины). Т. е. транспорт там ходит и делает это нормально, в соответствии с расписанием, просто город находится в удалении от основных магистралей. К примеру, чтобы съездить в Барселону, на дорогу туда-обратно нужно около 2 ч времени и 19 евро, если едешь на автобусе, или около 4 ч и 14 евро, если комбинируешь автобус Ллорет-де-Мар-Бланес с электричкой Бланес-Барселона. Если ехать в Мадрид, то опять-таки сначала нужно добираться до Барселоны или Жироны (около 1 часа, 5 евро в одну сторону), в Монтсеррат – через Барселону. В аэропорт Барселоны можно добраться напрямую из Ллорет-де-Мар на автобусе. Стоимость поездки 12 евро. Длительность - около полутора часов.
Погода: после плавящейся от жары Самары было неожиданным обнаружить на средиземноморском курорте жуткий дубак (один день было вообще +14), проливные дожди, грозы с градом, ветер и толпы сопливых, чихающих и кашляющих людей (я мгновенно пополнила их ряды). Но к концу мая погода изменилась. Так что пару дней удалось понаслаждаться солнцем и теплом.
Полезные ссылки:
Расписание движения автобусов: http://www.transpujol.com/documents/en/T/busli_2.html
Барселона
Про нее много всего написано, не вижу особого смысла повторяться. Только обращу внимание на несколько моментов:
Электричка от Бланеса приходит к ст. метро под площадью Каталонии, что очень удобно, поскольку достопримечательности рядом. Автобус от Ллорет-де-Мар едет к вокзалу Норд: не так удобно, как пл. Каталонии, зато ехать на час меньше.
Почитав про жуткие очереди к собору Саграда Фамилия, решила купить билет через сайт. Не получилось: сайту требовалось второе имя, хоть убейся. И хорошо, что не получилось, т. к. пришлось бы подстраивать свой график под время прихода в собор, что крайне неудобно (билеты продаются на конкретные часы), а очередь, конечно, огромная, но проходит весьма быстро (я, к примеру, стояла всего 2-3 минуты), т. е. по факту все не так страшно, как кажется. Кроме того, в день экскурсии не всё может быть доступно: к примеру, я хотела подняться наверх на лифте, но подъемник не работал, о чем мне и сообщили на кассе. Так что не пришлось переплачивать за отсутствующую опцию.
Лиссабон
Через booking.com забронировала на 3 ночи номер в отеле Pensão Londres**: в центре города, на холме, минут 7 ходьбы от пл. Ресторадореш. Можно подняться на фуникулере (около 1 минуты в пути)+пара минут пешком. За номер заплатила 135 евро.
В столицу Португалии добиралась рейсом Барселона-Лиссабон авиакомпании EasyJet. Полет длился 2 ч. Стоимость билета 50 евро, включая страховку (без нее было бы около 40 евро).
В аэропорту Лиссабона имеется туристический информационный центр, где можно взять карту города, получить нужную информацию.
До города добиралась аэробасом №1, который отправляется каждые 20 минут. Цена билета 3,5 евро. Купить его можно как непосредственно у водителя, так и на остановке (у выхода из аэропорта) у представителя автобусной компании. Купленный билет имеет смысл сохранить, т. к. его наличие дает право на получение скидки в некоторых местах (н-р, в двухэтажных туристических автобусах, в исторических трамвайчиках…). Кстати, судя по новостям в СМИ, с июля была запущена ветка метро от аэропорта до города.
На второй день после прибытия купила 3-х дневную туристическую карту - Lisboa Card (39 евро), по которой можно бесплатно либо с существенной скидкой посещать музеи, свободно пользоваться всеми видами общественного городского транспорта и даже пригородным (к примеру, электропоезда Лиссабон-Синтра или Лиссабон-Кашкайш). Для меня покупка карты была выгодна: в противном случае потратила бы гораздо больше, т. к. я много ходила по музеям и много ездила.
Средняя стоимость посещения музеев 5-7 евро.
Общественный транспорт не сказать, что дешев (в отличие от такси). Так, одна поездка на фуникулере стоила 3,5 евро.
Проездной на 1 день для общественного транспорта стоил около 5 евро, что очень дешево по сравнению с разовой поездкой (боюсь соврать, но, помнится, в трамвае висел ценник, где значилась цена больше 2,5 евро). Подняться на смотровую площадку на лифте стоило 5 евро.
На проезд от Синтры либо Кашкайша до Мыса Рока Lisboa Card не распространяется. В первом случае стоимость билета была 4 евро, во втором – 3,2 евро. Автобус №403.
В Лиссабоне есть несколько туристических информационных офисов. Мне известны 2 из них: в р-не площади Ресторадореш и напротив монастыря Жеронимуш.
В Синтре туристические офисы замечены на вокзале и в районе национального дворца (королевского).
Сувениры: я бы рекомендовала обратить внимание на сувенирный магазинчик у Мыса Рока.
Там есть очень симпатичные безделушки (лично мне сильно приглянулись приклеенные к пробковой основе керамические плитки с нарисованными корабликами по цене около 7 евро (есть дороже и дешевле, в зависимости от размера и наличия дополнительных украшений)), а цены там, как мне показалось, ниже, чем в Синтре.
Еще хороший сувенир кофе. Поскольку я кофеман, то никак не могла обойти его стороной. Кофейные зерна (для приготовления напитка) и кофейные зерна в горьком шоколаде (вкусняшка) покупала в фирменном магазинчике Claudio Corallo. Там продается кофе с фамильных плантаций на острове Сан-Томе у берегов Африки (так, благодаря покупке кофе, я пополнила свои познания в области географии)))). За 100 гр. кофе заплатила 9 евро, за коробочку со 150 гр. кофе в шоколаде (3 маленьких пакетика) – около 14 евро. В Лиссабоне магазинчик Claudio Corallo находится недалеко от отеля Pensão Londres. Набрела на него случайно.
Неплохой вариант – зеленое вино Vinho Verde. Можно купить в супермаркете за 2-3 евро.
Также продается много сувениров с традиционным португальским рисунком – с петухом. Можно найти тканевые салфетки с петухом по цене от 1 евро (по такой цене видела их в лавочках возле пл. Коммерции). Сумки с петухами были бы неплохи, если б не уродливые ремни, которые явно выбивались из общего дизайна.
По итогам поездки могу сказать, что, планируя путешествие, имеет смысл предусматривать возможность всяких ЧП, типа народных волнений, к примеру. В моем сознании всякие митинги, забастовки ассоциировались прежде всего с Испанией. Однако для Португалии это тоже актуально. Так, 25 мая я не рискнула поехать в Кашкайш. В отеле меня предупредили о забастовках и о том, что могут быть проблемы с транспортом (а мне ночью уезжать надо было в Мадрид). До Океанариума не добралась по той же причине: во второй половине дня возле пл. Коммерции образовалась жуткая пробка, т. к. дальше по маршруту был митинг. Стояли автобусы, трамваи, частные авто, туристические 2-х этажные автобусы – в общем, капитальный затор. Таких беспросветных пробок я кроме, как в Петербурге, нигде не видела. А пешком идти не позволял лимит времени. Но должна отметить, что акция протеста проходила вполне мирно: без погромов, боев и т. д.
Из Лиссабона в Мадрид добиралась ночным поездом Trenhotel (отправляется от вокзала Santa Apolonia в 22.30, прибывает на вокзал Chamartin на следующее утро – около 9.00). Билет в вагон класса Turista обошелся в 60,1 евро. Бронировала переезд через сайт испанских ж/д Renfe. Если бы не включенное всю ночь освещение (его только приглушали), я бы назвала переезд комфортным. Кресла удобные, но назад не откидываются (для меня это плюс, т. к. ненавижу, когда надо мной нависает кресло впередисидящего). Также удобно, что все кресла повернуты в одном направлении: сидишь лицом в затылок. В каждом ряду по 4 кресла (2-проход-2). В тамбуре имеется туалет с раковиной. В поезде есть вагон-ресторан. Для переездов с маленькими детьми я бы Turista не рекомендовала, все-таки им тяжеловато: не уляжешься, свет горит, на остановках люди выходят/заходят и шумят. В вагоне был один ребенок: он ночью время от времени начинал плакать. В сравнении с классом turista в поезде Estrella класс turista в Trenhotel однозначно комфортнее.
Полезные ссылки:
Жилье: www.booking.com
Перелет: www.easyjet.com
Ж/д транспорт: www.renfe.com/viajeros/index.html
Туристическая Lisboa Card: www.golisbon.com/Lisboa-Card/ (там же подробная информация о музеях, транспорте и др.)
Общественный транспорт в Лиссабоне: http://www.carris.pt/en/buslines/
Толедо
Изначально предполагалось, что, приехав из Лиссабона в Мадрид, я несколько часов погуляю по столице, соприкоснусь с прекрасным и вечным, как минимум, в одном музее, а уже во второй половине дня двинусь в Толедо. Но, приехав, поняла, что не имею желания совершать лишние телодвижения (куда-то тащиться с саквояжем, искать камеру хранения, искать музеи), и потребности мои бесхитростны: горячий душ, чашка кофе, маленький красивый нешумный городок... Поэтому, взяв в информационном центре на вокзале карту Мадрида со схемой метро, отправилась на автостанцию.
Между прочим, вредная тетка из информационного туристического офиса на вокзале Chamartin дала неверную информацию об отправлениях в Толедо, из-за чего я сначала приехала совсем не на тот автовокзал, куда следовало.
В Толедо можно попасть ж/д транспортом - с вокзала Atocha, автобусом – с автовокзала на Plaza Eliptica (ст. метро Plasa Eliptica). В моем случае удобнее было автобусом, т. к. автобусная станция в Толедо была недалеко от моего отеля. Билет в один конец стоил чуть менее 5 евро. Время в пути – около 1 часа. Дорога хорошая, ровная.
Для справки: на автовокзале Толедо информационного туристического офиса нет. Ближайший находится между госпиталем Тавера и воротами Бисагра: на территории небольшого зеленого скверика с уличными кафешками, лавочками, детской площадкой и пр. (кстати, там же – в скверике - имеется и зона wi-fi). Следующий такой офис – в районе популярной у туристов площади Сокодовер.
Через booking забронировала 2 ночи в отеле Maria Cristina***, располагающийся через дорогу от госпиталя Тавера (несколько минут ходьбы до ворот Бисагра).
За проживание в мансарде заплатила € 144,31. В принципе, можно было выбрать неплохие варианты раза в 1,5-2 дешевле. Но мне очень захотелось пожить в постройке 15 века, да еще к тому же в мансарде. А другие понравившиеся мне отели в старых зданиях и по демократичной цене были уже заняты. Выбор отелей на выходные дни существенно меньше, нежели на будние.
На мой взгляд, оптимальные дни недели для посещения Толедо со вторника по субботу (с точки зрения поиска хорошего жилья и если хочется посетить как можно больше соборов и музеев). В воскресенье многие заведения закрываются пораньше - к обеду, а в понедельник в большинстве музеев нерабочий день. Но с другой стороны, в воскресенье в некоторых музеях свободный вход (в Алькасаре, например).
Кстати, по субботам бесплатный вход в музеи, связанные с иудаизмом (музей сефардов, он же - синагога Трансито).
Ну, а просто гулять по Толедо можно, наверное, до бесконечности, настолько он притягательный и интригующий.
Мой приезд выпал как раз на период с субботы по понедельник. Так что не везде, где хотелось, смогла побывать. Хотя, в целом, многое удалось увидеть. В частности, я очень довольна тем, что побывала в большинстве мест, где выставлялись работы Эль Греко (такой вот у меня бзик появился: поближе познакомиться с его творчеством): в Кафедральном соборе, церкви Санто Томе (св. Фомы), музее Санта Крус, госпитале Тавера, конечно же, в музее Эль Греко.
Хотела бы обратить внимание на интерактивные установки (вроде терминалов) в музее Эль-Греко. На нескольких из них размещена картина Эль Греко «Вид и план Толедо». Экран сенсорный. Кликнув по интересующему объекту на этом плане начала 17 века, можно увидеть современное изображение данного объекта. Очень интересно.
Госпиталь Тавера. Его можно осматривать только в сопровождении гида (кроме собора и сакристии). В основном туристы туда приходят к 11-12 часам. Я же пришла прямо к открытию, так что у меня была индивидуальная экскурсия. В принципе, это неплохо. Но другой раз я бы предпочла пойти с группой, т. к. в этом случае больше возможностей посмотреть экспонаты, пока гид общается с другими туристами. Просто мне показалось невежливым не общаться с человеком, так добросовестно выполняющим свою работу, а вообще-то я бы предпочла спокойно походить по залам и посмотреть картины (а там реально есть что смотреть!), а рассказ слушать вполуха. А еще как-то неловко было, что отнимаю у гида слишком много времени (а ей еще водить по залам и просвещать кучу народа). Экскурсия была на английском языке. Английский у доставшегося мне гида звучал как-то странно, но в целом понятно.
Толедо типичный средневековый городок с паутиной узких кривых улочек, заблудиться в которых – раз плюнуть.
Но на самых популярных среди туристов маршрутах (от площади Сокодовер до Кафедрального собора и дальше в направлении церкви Ст. Томе) можно ориентироваться по тентам от солнца, натянутые между зданиями на высоте нескольких метров.
Сувениры. На каждом шагу можно найти ножи (цена от 10-12 евро и выше). Во многих магазинах продают бижутерию в толедском стиле - имитация серебра и золота с чернением (выглядит дорого, а стоит – совсем наоборот: в среднем, 5-15 евро).
Полезные ссылки:
Билеты на междугородный автобус: www.alsa.es/portal/site/Alsa
Мадрид
В Мадриде был забронирован номер на 1 ночь в Hostal Castilla II Puerta del Sol. Расположение – удобнее не придумаешь. До всего близко: до площади Пуэрта дель Соль (и до станции метро Sol) – около 1 минуты хода, до пл. Майер – минуты 1,5, до музея Прадо – минут 10-15. Номер обошелся в 45 евро.
Едва ли есть смысл в очередной раз расписывать роскошь, блеск, культурное богатство и т.д. и т.п. Мадрида. Так что воздержусь.
Но не могла не обратить внимание на количество попрошаек на улицах. Не знаю, как с этим обстоят дела в спальных районах города, но в центре - это было нечто! На каждом шагу кто-то что-то просит: одни (вроде как волонтеры) - на некие благотворительные цели, другие – потому что они калеки, третьи – потому что мигранты, четвертые – а просто так, потому что им надо. Настоящий город Дай. Но даже желание выпросить денег не подвигает этих людей учить хоть какие-то языки, кроме своего собственного (а вообще-то это туристические тропы, неиспаноязычных людей там едва ли сильно меньше, чем местных). Можно подумать, будто бы это задача прохожего – понять, на что у него просят денег, а не просящего – донести, почему ему надо дать. До сих пор нигде (во всяком случае, ни в одном крупном туристическом центре) не видела такой стремной ситуации с прикладной лингвистикой. Даже в тех немногих городах Испании, где я побывала, все было гораздо лучше. По крайней мере, по-английски в большинстве случаев можно было объясниться. В Мадриде же с этим полная беда. В отеле, где я остановилась и где, в основном, живут иностранцы, из персонала английский понимал только 1 сотрудник. Меня это поразило, хотя, в общем-то, я много читала отзывов на эту тему, но не подозревала, что все настолько печально.
Зато испанцы обожают помитинговать. Один из таких митингов я наблюдала на Пуэрта дель Соль в первый же вечер в Мадриде: толпа людей стояла на площади и жутко гремела колотушками по железной посуде. Все было мирно, но оооочень шумно.
Из хорошего: по моим наблюдениям, мадридцы весьма щепетильно относятся к своему внешнему виду. Очень много стильно и модно (даже с шиком) одетых людей, что несколько необычно на фоне привычного европейского пренебрежения к красоте, если она идет вразрез с соображениями комфорта.
Для возвращения на Коста-Браву рассматривала несколько вариантов. Самым соблазнительным мне показался перелет Мадрид-Жирона с Rianair. Когда я (еще находясь дома) нашла на их сайте билеты за 11 евро, захотелось тут же сорваться и куда-нибудь махнуть. Если честно, я всегда считала такие цены скорее мифом, хотя и неоднократно читала о чудесной дешевизне европейских лоукостов. Теперь я знаю: они есть, перелеты за 11 евро – это суровая реальность, а вовсе не сказка. Но поскольку были подозрения, что в Толедо я могу купить какой-нибудь ножик или даже целый меч, то перспектива лететь лоукостом уже не столь заманчива, т. к. придется раскошеливаться на перевозку багажа.
С испанскими авиакомпаниями, зная о склонности испанцев к забастовкам, вообще не рискнула связываться.
Хороший вариант – дневные скоростные поезда. Но есть минусы: их высокая стоимость и потеря 3 ч времени, которое можно бы потратить на что-то поинтереснее, чем переезд.
Остановилась на варианте переезда ночным поездом до Барселоны (переезд им же, но до Жироны, по непонятным мне причинам упорно не бронировался несколько дней). Добиралась поездом Estrella. Бронировала его через сайт Renfe. Билет в вагон класса Turista стоил 44,2 евро. Поезд отбывает от вокзала Chamartin в 22.50 и едет почти 9 ч (до барселонского вокзала Sants). Turista в Estrella крайне не комфортна. Вагон разделен на купе. В купе 8 кресел: 4 против 4, лицом к лицу, расстояние между противоположными креслами небольшое. Соответственно, если все места заняты, то всю дорогу будешь сидеть с поджатыми ногами. Так можно ехать ну 3, ну 4 часа, но 9 часов – это трындец. К счастью, у нас были свободные места, можно было хотя бы вытянуть ноги. Но, к несчастью, также был и зверски дующий неотключаемый кондиционер, благодаря которому к утру среди прибывших в Барселону было меньше здоровых людей, чем накануне выехало из Мадрида. Я была одета в джинсы, майку и ветровку. Плюс завернулась в 2 шарфа, но все равно задубела. И если честно, я не увидела никакого рационального зерна в таком делении вагона на купе. Ничего, кроме неудобства, это не дает. Помимо этого, указанный в моем электронном билете номер вагона на практике соответствовал вагону-ресторану. Но работник поезда, увидев мою озадаченность, проводил меня в нужный вагон.
Полезные ссылки:
Бюджетные перелеты http://www.ryanair.com/en
Горящие туры и спецпредложения и скидки до 30%!
Интересные акции каждую неделю. Страхование от невыезда.
Удобный онлайн поиск туров и профессиональные консультанты.
Более 200 офисов продаж! Звоните: +7 (495) 725-1001 Наш сайт: www.1001tur.ru
Между прочим, заглянула в рассказ ради Мадрида, а мне говорят: "Уже все сказано..."
Ушла в рассказы других авторов :)
Вполне возможно, что в тренотеле есть и спальные места. Просто я изначально ориентировалась на самый экономичный вариант, а это класс turista с сидячими местами.
За фотографии отдельно спасибо.