Делиться с другими своими впечателениями об отдыхе;
Общаться и заводить друзей среди туристов;
Обрести популярность в нашем сообществе.
Отвечать на отзывы клиентов и быть более заметным среди целевой аудитории;
Повысить позиции вашей турфимы в поисковых системах;
Внести фирму в базу сайта и получать звонки;
Мраморный дворец.
Знаете, уважаемые форумчане, впору, похоже, открывать новый цикл рассказов о Петербурге, что - то типа "Неизвестные дворцы". Понятно, что "новички", впервые приезжающие в город, посещают в первую очередь Эрмитаж, Екатерининский и Большой Петергофский дворцы, поражаются их невероятным интерьерам...
А вот матерые любители города уже слышали о Юсуповском дворце, дворцах В.к. Алексея Александровича (Дом Музыки) и Владимира Александровича (Дом ученых) и об особняках Кельха, Половцева, Кочубея, которые, формально, дворцами не были, но, по богатству убранства и интерьеров им не уступают. К сожалению, они, и еще многие - многие другие дворцы (число которым - сотни) почти не известны не то, что туристам, но и местным, поскольку по хорошей советской традиции, многие дворцы были переданы государственным структурам, институтам, партийным и прочим организациям - ну, сами знаете...
Структуры, там осевшие, все годы советской власти из года в год уничтожали историческое наследие, может и не со зла, но ведь бухгалтерию тоже надо где - то сажать? Так что вот эту стенку сломаем, колонны тоже (зачем они?), тут потолки масляной краской закрасим ( у нас ведь серьезная организация, какие там плафоны с голыми тетками или пошлая позолота?).
Что и привело к тому, что сейчас, при реставрации, например, Меншиковского дворца в Ораниенбауме пришлось удалять со стен до 56 слоев краски. Это грустно. Сколько их еще ожидают хоть какой - то реставрации? Не всем так повезло, как, например, Константиновскому дворцу в Стрельне или Мраморному дворцу на Дворцовой набережной, рядом с Троицким мостом и Марсовым полем. Я не случайно упомянул их вместе, поймете почему.
Тут я должен покаяться... Ну, с оговорками. Дело в том, что я всегда писал, когда меня спрашивали, что в Мраморном дворце смотреть нечего - это филиал Русского музея, в котором собрано т.н. "современное искусство" или то, что я считаю заговором сумасшедших. И это, действительно, так. Но, "щас не об этом"(с).
Дело в том, что в Мраморном дворце с некоторых пор существуют и отреставрированные парадные залы и личные покои В.к. Константина Романова в которые возможен доступ. А не знал я о них потому, что, как ни странно, администрация дворца ( не музея, а именно дворца) как - то не очень афиширует эти залы и интерьеры - регулярных экскурсий туда, как я понимаю, нет - есть некий телефон, по которому надо звонить и узнавать - когда ближайшая. А организаторы накануне перезванивают и спрашивают - будете? Причем экскурсии проводят не экскурсоводы, а сотрудники дворца, для которых это... дополнительная нагрузка. Хотя экскурсия очень качественная, продолжительность ее у нас была 2 часа 15 минут и это было совсем неутомительно, ибо - интересно.
Ну, теперь об истории.
При Петре I там был "Почтовый двор", а рядом - "Зверовый двор", в котором жил первый петербургский слон, подаренный русскому царю персидским шахом Солтан Хусейном. После смерти слона из него сделали чучело и выставили на обозрение в Кунсткамере, а в «слоновом амбаре» разместили Готторпский глобус, находившийся здесь до 1726 года, когда он также был перенесен в Кунсткамеру. Потом дворы сгорели и на их месте на набережной Невы в 1768 г. архитектор А. Ринальди по приказу Екатерины II начал строить дворец, который она собиралась подарить своему "солнцу и звездам" - фавориту Григорию Орлову.
На фасаде она приказала разместить надпись "Здание благодарности", понятно за что - он был одним из творцов ее императорства, он был ее опорой в гвардии, вместе со своими братьями, наконец, он был ее любовником. Кстати, узнав о том, что ему готовится "подарочек", граф "отдарился" императрице, преподнеся ей огромный бриллиант, по версии - переограненный из алмаза "Великий Могол", вывезенного Надир Шахом в свое время в Персию, который известен сейчас, как бриллиант "Граф Орлов", это самый крупный и знаменитый из семи исторических драгоценных камней Алмазного фонда, с 1784 года украшающий Императорский скипетр Екатерины Великой. и стоил он лишь немного меньше того самого дворца. Такая была у них любовь, такие и подарки...
Дворец, по традиции русских венценосцев, должен был стать не простым, а САМЫМ, иначе и затевать не стоило. В данном случае, он должен был быть не кирпично - оштукатуренным, он должен был быть отделан мрамором. Всего было использовано 32 вида камней, в том числе и гранит и даже лазурит, а белый мрамор доставляли из Италии морем - получалось дешевле, чем, например, с Алтая. Екатерина тщательно следила за постройкой, лично награждала особо усердных. Возможно поэтому сам архитектор Ринальди однажды от усердия свалился с лесов, сильно побился и вынужден был уехать из России в Италию. Но, на память о нем на входе во дворец остался барельеф с его портретом, работы скульптора Ф. Шубина, и вот такой вид из окон
Федор Шубин, кстати, много чего еще сделал для дворца, например вот эти вот скульптуры, стоящие на главной лестнице - Ночь, Утро, День и Вечер.
Интересный факт - медную крышу сделали так хорошо и надежно, что она не протекала до первого ремонта в... 1931 г. А еще Ринальди предусмотрел и устроил во дворце водоснабжение и канализацию - вода специальными устройствами подавалась на 2 - й этаж, потому что там были... бани, что было абсолютной фантастикой для того времени, как и ватерклозеты. Но и кроме ватерклозетов там было, чем удивить
Отдельная тема - паркеты, частично восстановленные по рисункам, а частично - по сохранившимся фрагментам
моя слабость - осветительные приборы
а вот эта, кажущаяся бронзовой, капитель колонны, на самом деле из покрашенного гипса
Но, злодейка судьба взмахнула ножницами и оборвала нить жизни графа - фаворита. Говоря по - простому - он умер, так и не дождавшись окончания строительства. "Абидно, да..."
Зато дворец, в отличии от Константиновского в Стрельне не пустовал десятилетиями. В нем одно время жил лидер польских конфедератов Тадеуш Костюшко, а после него - польский король и тоже любовник Екатерины - Станислав Август Понятовский, со своим двором в 200 с лишним человек, здесь же он и умер и был похоронен в костеле св. Екатерины Александрийской на Невском проспекте. Только в 1938 г. с разрешения Сталина его останки перевезли в Польшу.
А Екатерина не очень горевала - у нее уже был другой фаворит. А сколько их было всего... Поэтому она выкупила дворец у наследников графа и подарила внучку - В.к. Константину Павловичу, вот этому - сыну Павла I.
Правда, потом отобрала и выгнала его из дворца. Внук был со странностями. мягко говоря ( в папу?) Он стрелял в свою супругу из пушки живыми крысами, устраивал в подаренных ему дворцах казармы, муштровал там солдат и т.п. А было ему в это время 16 лет. Что не помешало ему впоследствии, отказавшись от претензий на престол, стать главнокомандующим польской армии, генерал - адъютантом и генерал - инспектором кавалерии, а также наместником царства Польского, переехав на ПМЖ в Варшаву.
После того, как он уехал, дворец перешел Придворной канцелярии и в нем давали квартиры придворным, как, например, и в Приоратском дворце Гатчины - чего добру пропадать?
В 1832 г. после ремонтов и перестроек уже Николай I передал дворец своему сыну, по иронии судьбы тоже Константину - Николаевичу и его красавице - супруге Александре Иосифовне
( вот их совместный вензель в одном из залов, переплетенные буквы К и А),
тому самому, в честь которого получил название Константиновский дворец в Стрельне, со своей очень интересной судьбой, и именно Мраморный было официально приказано называть "Константиновским", но - не прижилось и он остался Мраморным (потому я и упомянул их рядом в начале рассказа). При нем дворец получил 2 - й этаж в самом шикарном, тоже, Мраморном, зале, (он открыт после реставрации в 2010 г.)
необычный Зимний сад на месте бывшего открытого Садика,
причем попадали в сад из спальни и надо было догадаться, что это не просто зеркала, а тайная дверь
а в Белом зале был установлен оргАн.
Во дворце проходили концерты с участием М. Балакирева, А. Рубинштейна, Н. Римского-Корсакова.
Сам В.к. Константин Николаевич был известен как прогрессивный человек, сторонник реформ, проходивших в обществе в те годы и людей его круга и его единомышленников даже называли "партией Мраморного дворца". В 1860 - е годы дворец в очередной раз перестраивался, в нем появились электростанция, которая давала свет еще и фонарям на Марсовом поле, и лифты для уже пожилой и больной Александры Иосифовны, которая очень любила оперу, но ездить в нее не могла и слушала ее из дворца... по телефону. После смерти Константина Николаевича дворцом владел его сын - Константин Константинович, тот самый поэт, известный под псевдонимом "К.Р.", при нём здесь проводились камерные концерты, литературные чтения, ставились любительские спектакли, в которых он сам играл. Именно его комнаты - апартаменты сейчас имеют возможность посетить экскурсанты и попадаешь туда по очередной секретной лестнице - вход на нее за зеркалом.
К сожалению, там не разрешают фотографировать, удалось щелкнуть только его личную библиотеку
( это портрет некоей Офелии, а сам Константин играл Гамлета, которого он же и перевел на русский язык),
Готическую ( или Музыкальную) комнату
из которой, кстати, тайный ход ( точь в точь, как в фильме "Призрак замка Моррисвиль" - помните, отодвигается панель в стене и открывается вход) ведет в еще несколько комнат князя - его кабинет, в котором оформлена его личная ( тоже тайная - отодвигается фальшивый шкаф) молельня, "бытовую" комнату, тоже с тайным шкафчиком. И это, безусловно, главная изюминка апартаментов - вся группа только ахала, заходя в очередную комнату и видя, КАК ТАМ и ЧТО ТАМ.
Окна апартаментов выходят на Миллионную улицу - вот они на первом этаже, под балконом и левее
Я уже говорил, что экскурсия наша продолжалась более 2 - х часов и мы узнали очень много интересного и о самом К.Р. (Константине Романове) и о грустной судьбе его детей - гибель сына Олега ( тоже талантливого поэта, из которого,по словам знатоков должен был вырасти "второй Лермонтов") просто подкосила князя и он умер через год после него, в своем дворце в Павловске в 1915 г., а последнего из Константиновичей, владельцев дворца, Иоанна, большевики живьем сбросили в шахту в Алапаевске в 1918 г.
После революции в здании находились различные наркоматы, а в 1938 г. здание было передано под музей В.И.Ленина. Поскольку музей был чисто пролетарским, дворцовые интерьеры там быть никак не могли ( за что боролись, извините?). Поэтому многое было просто уничтожено, что - то передано в музеи, что - то заколочено и замазано, оставили только главную лестницу и несколько залов, но скульптуры с лестницы убрали. К счастью, они сохранились в Русском музее. А в тех самых комнатах Великого князя были... фонды музея, там хранились экспонаты. В 1940 г. перед зданием дворца - музея установили броневик "Остин Путиловец" с которого ( или с похожего), согласно истории, Ленин зачитывал "Апрельские тезисы", если я правильно её помню.
В 1992 г. здание дворца передали Русскому музею и вскоре броневик перед ним заменили на страдающего долгие годы в ссылке во дворе музея "бегемота - обормота", памятник Александру III, работы Паоло Трубецкого, который был установлен в свое время на нынешней пл. Восстания перед тогдашним Николаевским ( сейчас - Московским) вокзалом и стоял там до 1937 г..
В залах дворца была открыта экспозиция "современного искусства" и именно туда я попал несколько лет назад, собираясь посмотреть дворец. Ходил из зала в зал в полном одиночестве ( отдав за билет 100 р.) и в каждом меня встречали бабушки и с опаской спрашивали: "А Вы туда пришли? Вы понимаете ЧТО ТУТ?" Я понимаю - современное искусство...
Сейчас в парадных залах дворца проходят всякие конгрессы, мероприятия и концерты, а в 2002 г. между прочим, именно в нем была подписана хартия о создании ШОС ("Шанхайской организации сотрудничества") ныне - авторитетной международной структуры.
В туристическом плане дворец, к сожалению, совершенно не раскрученный, экскурсии проводятся от случая к случаю, на них надо записываться, это печально. Но, этой ситуацией сполна воспользовался режиссер А. Учитель, сняв в интерьерах дворца свою "Матильду".
Вот такое очередное открытие довелось совершить. Так что, имейте в виду, уважаемые читатели - Петербург на них, эти открытия, абсолютно неисчерпаем и я стараюсь, по мере познания этого города ( в котором живу всю жизнь и знаю о нем так мало) вас с ними знакомить. Такой город...
В рассказе использованы материалы сайта "Прогулки по Петербургу".
Спасибо за внимание
Туры на Черное и Азовское море из Москвы.
Активный отдых в России. Скидки на раннее бронирование от 30%.
Анапа, Крым, Сочи, Алтай, Калининград, Карелия и Байкал.
Бонусы с каждой покупки! Звоните сейчас: +7 (495) 725-1001
Бронируйте online на www.1001tur.ru
Ну и современное искусство потрясло! Я,конечно, не знаток, но было ощущение бредовых видений. Жаль, что снимать не стала. Сейчас бы посмеялась, а тогда не была готова.
Ног это не главное. Главное, вам еще раз сказать спасибо!