Делиться с другими своими впечателениями об отдыхе;
Общаться и заводить друзей среди туристов;
Обрести популярность в нашем сообществе.
Отвечать на отзывы клиентов и быть более заметным среди целевой аудитории;
Повысить позиции вашей турфимы в поисковых системах;
Внести фирму в базу сайта и получать звонки;
День двенадцатый
Про нано-мойку и спины Будд
«Всё, на грязной машине мы никуда не поедем!» - с утра наш единственный мужчина попал под тяжелую артиллерию мощностью в две упёртых женщины. Кир, проделавший с упомянутыми женщинами уже половину пути, между своим нежеланием тратить время на мойку и своими же нервами в очередной раз сделал правильный выбор и пошел узнавать на ресепшн, где тут в окрестностях можно успокоить двух девушек, коим взбрело ездить непременно на чистой машине. Мойка обнаружилась на заправке аккурат напротив отеля и должна была открыться в девять. Вот нет на тайцев нашего Прохорова, он бы им быстро объяснил, что работать надо по 24 часа в сутки, желательно без выходных и с неискоренимым энтузиазмом в глазах. А без Прохорова у тайцев даже заправки работают максимум до семи вечера и крайне редкие из них - по выходным. Разболтались, понимаешь ли.
Без пяти девять на мойке царила тишь, гладь и благодать. «Нам бы машину помыть!» - грязная Хонда возникла на светлом горизонте работников заправки дисгармоничным черным облаком . «А мойка еще закрыта!» - нарушить неспешный ритм тайской жизни не смог бы даже конец света. Тут уже и Кир втянулся в решение задачки - машину надлежало помыть. Мы подъехали к мойке и убедительно изобразили намерение стать частью ландшафта – то есть стоять тут или до того самого конца света, или до пробуждения у тайцев желания посмотреть на часы и заняться работой. Для каждого, кто немного поближе познакомился с нетуристическим тайским сервисом, было понятно, что в ответе на вопрос, что настанет раньше – трудовой порыв или конец календаря майя – были варианты.
Наконец до тайцев дошло, что просто так мы не уедем и работать все же придется. Мальчик махнул мне рукой, я заехала под навес поближе к шлагам. Мойщик включил воду, мы втроем устроились в недосягаемом до брызг партере – наблюдение за процессом обещало быть увлекательным.
Мальчик помыл машину струей воды. Под пробивающимся под навес солнцем, усугубленным жарой, машина высохла в момент. На высохших боках подло нарисовалась красная пылюка в полном объеме. Мальчик рассмотрел безобразие, включил воду и начал повторный ритуальный танец вокруг Хонды. Брызги рождали на солнце маленькие радуги, высыхающие красные бока добавляли радугам цветного колорита. «Я ж говорил – фигня вся эта ваша бесконтактная мойка!» - авторитетно заявил Кир. Я провела пальцем по хондиному боку, на крыле моментально образовались грязные подтеки. Мальчик выключил бесполезную воду и исчез.
Спасать Хонду вернулся отряд из двух человек. Тайцы ничего не делают в одиночку. Увеличившийся отряд облил Хонду шампунем и стал оттирать хондины бока губками. Тут обнаружилась проблема – тайцы были традиционно маленькими, Хонда – высокая. Тайцы подпрыгивали, заскакивали на подножки и вскарабкивались на колеса. Зрители изгалялись с комментариями и веселились от души. Все были при деле.
На стадии «вытираем Хонду насухо» к отряду присоединился еще один боец. Теперь вокруг нашей машины подскакивали, подпрыгивали и забирались на колеса уже три человека, и всё шло к тому, что это не предел. Бойцы дотерли черные бока до блеска и объяснили на пальцах, что мне надо подъехать к будочке у заправки. Мы уже решили, что процесс – слава Будде - завершен, но не тут то было. В атаку на Хонду были брошены: пылесос, спрей для черноты колес, полироль для торпеды, жидкость для стекол, мастика для краски, еще один боец и начальник бригады. Бригада оттерла стекла изнутри, покрасила колеса в неприлично черный, нашла и отполировала мастикой какие-то никому не ведомые царапинки на бортах и вытащила из багажника чемоданы, мешающие пылесосу. Начальник отряда ходил вокруг машины, смотрел на ходнины борта под разными углами и находил очередные невидимые царапинки, на борьбу с которыми тотчас же бросалась все бригада. Мы с ошалевшим видом наблюдали, как вокруг нашей машины носятся пять человек.
Наконец результат удовлетворил господина начальника. Он еще раз обошел Хонду вокруг, не нашел изъянов и кивнул удовлетворенно. «Сто пятьдесят бат!» - озвучил результат начальник. Мы впали в ступор окончательно – сто пятьдесят бат за час работы, в результате которой нашу машину вылизали изнутри и снаружи? Нет, товарищ (зачеркнуто) господин Прохоров что-то определенно не знает про бизнес. Мы вручили чаевые бригаде, вызвали уважение у начальника рассказом о своем маршруте и любви к Таиланду и расстались крайне довольные друг другом.
Нас с Лесей, удовлетворенных утренней сбычей мечт, потянуло на осмотр храмовой архитектуры Лампанга. Кир, пробурчав, что у кого-то слишком много желаний с утра пораньше и эти кто-то могли бы и успокоиться уже, разглядывать местные хероваты отказался категорически. Я припарковалась у Вата Шричум (Wat Srichum). Мы с Лесей вооружились фотоаппаратами, Кир – непробиваемым выражением лица. Из машины он выходить не стал.
У ворот храма обнаружился рынок, главным продуктом на котором был дуриан. Непередаваемо ароматным дурианом были забиты все палатки и багажники авто.
Ват Шричум – образец традиционной бирманской архитектуры – порадовал великолепной замысловатой резьбой по дереву.
Солнце поднималось выше, жара крепчала, дуриан на солнце вонял все сильнее. Мы решили не пугать Кира очередным объектом лампангской храмовой архитектуры и взяли курс на Сукотай. То, что очередной объект храмовой архитектуры находится в 20 километрах от Лампанга и мы направляемся именно туда, от Кира коварно сокрыли. Нервы единственного мужчины надлежало беречь, а скрывать правду до последнего – один из самых действенных женских способов беречь мужские нервы. На случай крайнего недовольства единственного мужчины женскими методами убеждения для Кира было загодя припасено объяснение. Храм находился по дороге, так что мы просто ехали мимо и заехали. Чего ж не заехать, если по пути. Если женщине очень нужно, она сможет убедительно объяснить мужчине даже то, что ворота гаража сами наехали на ничего не подозревающую об их коварстве машину.
Ват Пратат Лампанг Луанг (Wat Phrathat Lampang Lunag) отличался от уже виденных храмов. Расположенный на искусственной насыпи и окруженный высокой стеной, он больше походил на старинную крепость, чем на культовый объект. Всё дело в том, что ват Лампанг Луанг был построен на месте укреплений, защищавших подступы к Лампангу. Все дошедшие до наших дней части храма были построены в 15 веке и сохранились в отличном состоянии, что добавляет храму популярности. Еще одной причиной активной посещаемости храма является тот факт, что ват Лампанг Луанг не подвергся более поздним архитектурным усовершенствованиям и дошел до нас в почти первозданном виде – внутренний двор засыпан песком, а вихарн - главное здание храма - открыт всем ветрам.
Посетители попадают в храм по лестнице, охраняемой парой львов и традиционными змеями-нагами. Сразу за воротами стоит главный вихарн храма, позади него - чеди высотой 45 метров. Ворота южной галереи ведут к главному музею храма. Дорожка идет мимо дерева бодхи, ствол и ветви которого поддерживаются лесом опор.
Против вата Лампанг Луанг даже Кир отчего-то не сильно возражал. Мы с Лесей воспользовались неслыханной щедростью и погуляли по территории, рассматривая многочисленные постройки. Тут на помощь Киру, не собирающемуся долго бродить по очередному херовату даже несмотря на свою неожиданную лояльность к женскому коварству, пришла жара. Пришлось бежать в сторону мороженого, холодной воды и кондиционеру. Отпоив организмы ледяной колой, мы отправились в путь. В Таиланде почему-то вполне употребимая кола. Видимо, с какими-то особо важными элементами таблицы Менделеева в Тае напряженка, приходится бедным тайцам совать в колу несолидные натуральные продукты.
В Сукотай вела отличная скоростная магистраль. Знаки и частые развороты на хайвэе были, традиционная русская колея отсутствововала. Все в этой стране не как положено. На отличной дороге грех было не проверить, насколько в состоянии разогнаться наша Хонда. Я прижала шлепанцем педаль газа. «Мы собрались взлетать?» - поинтересовалась Леся. Опытным путем выяснилось, что взлетать мы не собрались. Стрелка добралась до 160 и замерла. Двухлитрового двигателя для взлета Хонде было явно мало. Пришлось перестать мучить движок, тем более, что на трассе начали возникать товарищи с полосатыми палочками.
На одном из постов Хонду остановили. Тайский гибэдэдэ (прости господи!) шник. Страж тайского порядка залез в окно, осмотрел нашу компанию и требовательно вопросил: «мяу-мяу?». «Что?» - судорожно пытаясь понять, что мы могли нарушить в пределах видимости блюстителя порядка, от «мяу-мяу» я обалдела окончательно. «Мяу-мяу!» - повторил товарищ. «Кир, чего он от нас хочет?» - взмолились мы с Лесей. Пришло время героя. Кир вслушался в «мяу-мяу» и быстро опознал в нем «driver licence». Я сунула права в открытое окно. Фразу «куда направляемся?» я идентифицировала уже самостоятельно. «В Сукотай!» - я предусмотрительно решила не пугать блюстителя порядка размахом наших транспортных замыслов. А то вдруг еще чего спросить захочет. Полицейский сличил фотографию на правах с моей озабоченной физиономией и пожелал хорошего пути. Интересно - где они доброжелательных и стройных в таких количествах берут?
В исторический парк Сукотая мы приехали в полдень. Солнце было в зените, жара стояла неимоверная. Кир попробовал сделать несколько фотографий, после чего напрочь забраковал освещение. Свет действительно не радовал - бьющие сверху лучи лишали изображения объемности и превращали голубое небо в белёсую дымку. На жаре развалины храмов отказывались поведать что-либо о былом великолепии и воспринимались исключительно как развалины. Мы посовещались и решили отправиться в отель, а в парк вернуться позже, благо входной билет позволял в течение дня въезжать и выезжать сколько угодно.
Отель Le Charme удачно располагался почти за воротами исторического парка. По мере удаления от тайского севера количество постояльцев в отелях огорчительно увеличивалось. В «Шарме» компанию нашей троице составила организованная группа немцев. «Девочки, какое у нас сегодня число?» - заинтересовался Кир, разглядывая фланирующих вдоль каналов с лотосами немецких пенсионеров. – «До девятого мая еще очень далеко?» Девочки задумались. Дни недели вместе с числами календаря остались в прошлой жизни. Коллегиально порешив, что хороший праздник не грех отметить и заранее, мы истребовали себе обед и разбрелись по номерам.
Сукотай – «рассвет счастья» - почитается тайцами как исток тайского государства. Речь, конечно, идет не о современном городе, построенном в 12 км от руин древней столицы. Сукотай - город с древнейшей историей, начавшейся задолго до появления тайского государства. Расположенный на кхмерской территории, Сукотай управлялся князьями - вассалами кхмеров. В 1238 году два чиновника кхмерской империи – Банг Кланг и Па Муанг - подняли восстание, на которое слабеющая империя кхмеров не смогла отреагировать быстро и сильно. Сукотай становится независимым государством, Банг Кланг – его королем.
Насчет того, как двум заговорщикам удалось так быстро захватить город, существует легенда. Оказывается, Банг Кланг бессовестно подсмотрел, как монгольскому императору доставляют в сосудах воду из священного озера Лопбури, расположенного в Сукотае. Подслушивая и подглядывая, как гласит народная мудрость, можно узнать много интересного. Логично рассудив, что монгольский император напрягает подданых неспроста, Банг Кланг стал докапываться до истины и докопался таки – оказалось, что озеро освящено богами, и выпивший ее станет козленоч (зачеркнуто) властелином мира, наделенным небывалой силой. Для начала Банг Кланг прекратил поставки живительной влаги конкуренту. А затем и сам употребил, после чего без труда захватил власть в Сукотае. Традиция тырить газ из трубы и пользоваться им в собственных целях, как выясняется, уходит корнями в глубину веков.
Надо ли говорить, что к воде, дарующей силу, в Сукотае относились более чем благоговейно. Не зря легенда о зарождении одного из самых красочных и популярных тайских праздников – Лой Кратонга, дня благодарения богине рек и водных путей – связана именно с Сукотаем. Жила, как повествует легенд, в Сукотае придворная дама по имени Нарн Ноппамас. Она обладала замечательным даром – создавать праздник каждый день. Ночью Нарн Ноппамас делала из банановых листьев и цветов маленькие кратонги в форме лотоса, ставила в них горящую свечу и пускала по воде. Завораживающее зрелище приводило в восторг зрителей и саму выдумщицу.
Красота, как известно, переживает века. Каждый год в ноябре тайцы празднуют Лой Кратонг – выбирают самую красивую девушку, нарекают ее на одну ночь Нарг Ноппамас и отправляются к воде, чтобы отправить горящие частички своего сердца богине Ме Конг. И как много веков назад, сотни кратонгов с мерцающими огоньками свечей приводят в восторг зрителей и участников церемонии.
Но вернемся в Сукотай. Спустя три десятка лет сын Банг Кланга Рама Камхенг (Rama Khamhaeng), превратит Сукотай в огромное государство, поглотившее значительную часть бывших кхмерских владений. В правление этого короля, считающееся золотым веком Таиланда, Сукотай вырастет до размеров нынешнего Таиланда, займет восточной части Бирмы и почти весь Малайский полуостров. Кроме территориальных приращений, король Рама Камхенг известен созданием тайского алфавита и письменность и возведением буддизм в ранг государственной религии.
После смерти Рамы Камхенга начинается закат Сукотая. Совсем немного времени понадобилось королевству, чтобы превратиться из рядового кхмерского города в могущественную империю, из нее – в заштатный город на задворках государства Аютайя. В 1767 году город был разрушен бирманским князем Схинбьютином, славящимся своей кровожадностью. Спасаясь от смерти, жители оставили город и больше сюда никогда не вернулись. Сейчас в древнем городе живут только многочисленные Будды.
С 1991 года древний Сукотай включен ЮНЕСКО в число памятников всемирного наследия. Случилось это важное событие после масштабной реставрации, проведенной в историческом парке. Более пяти веков, прошедших с того времени, как Сукотай покорился Аютайе, хватило для того, чтобы превратить былое великолепие в руины. Неумолимое время разрушило то, что не успели разрушить пришлые захватчики и местные жители. И только в 1977 году реставраторы начали собирать из руин то, на что сейчас приезжает смотреть тысячи туристов. Храмы и дворцы великой столицы. Былое величие Сукотая. Золотой век Таиланда.
Самые значительные сооружения парка сосредоточены внутри крепостных стен и рядом с ними. Как и полагается правильно устроенному тайскому городу, стены образуют в плане прямоугольник. Длина северной и южной стены — 2 км, западной и восточной — 1,6 км. Памятуя о своем многокилометровом проходе змейкой через старый город Чианг Мая, по парку мы предусмотрительно решили передвигаться на машине.
Главный объект исторического парка – ват Махатат, бывший в период расцвета Сукотая главным буддийским храмом Юго-Восточной Азии. Немного воображения - и можно представить себе, каким грандиозным было сооружение. Воображение понадобится еще не раз – дорисовать кхмерский Си Савай, окруженный прудом Трапанг Нгоен, построенный в шри-ланкийской манере Чана Сонгкрам и множество других построек, от которых до наших дней дошли порой только тщательно расчищенные реставраторами фундаменты да пара бережно собранных колонн.
К вечеру солнце устроило очередной пердимонокль. Как известно, статуи Будды смотрят на восход. В нежном свете раннего солнца Будды должны выглядеть потрясающе. Сейчас же клонящийся к горизонту ярко-красный солнечный диск бессовестно маячил прямо за статуями, ослепляя фотографа и фототехнику. «Вот зараза!» - выругался Кир и отправился на поиски угла, с которого можно было бы хоть как-то запечатлеть монументальные творения. Угол, надо сказать, искался плохо. Теперь у нас есть много спин сукотайских Будд.
Легенда гласит, что обилием Будд Сукотай обязан Бан Клангу. Став правителем, он все беспокоился, как вернее оградить от посягательств нажитую неправедным путем власть. А то неровен час - проснешься утром, глянешь в окно – а там вор у вора дубинку украл и уже к трону подбирается. Чтобы следящих за незыблемостью власти было больше, в Сукхотае были воздвигнуты многочисленные статуи Будды – лежачие, сидячие, стоячие. Если верить легенде, когда-то статуи были живыми и бродили по городу, защищая его от любых недобрых поползновений соседей. Умер город – застыли навечно его стражи.
Пока солнце еще позволяло, мы объехали весь парк с фотоаппаратами в руках. По идее, парк уже был закрыт, но никто не изъявлял желания нас из парка прогнать. Мы решили дождаться темноты – вдруг включат подсветку храмов? Надежда была слабой, в проспекте было написано, что иллюминацию включают только по праздникам. Но уезжать не хотелось. Закат, хоть и не принес долгожданной прохлады, но ослабил изнуряющую жару. Места на лавочках было достаточно, мы запаслись холодной минералкой и молча смотрели, как накрывает тьмой остроконечные чеди. Сейчас, в сгущающихся сумерках, ощущение повернувшего вспять времени накрыло с головой. Город больше не был мертвым. Город жил своей жизнью. О чем-то перекрикивались в листве невидимые птицы. Тонули в темноте древние храмы. Безмолвные камни, раскаленные за день беспощадным солнцем, уносили в ночь вековую историю былого имперского величия. Еще немного – и я безоговорочно поверила бы в существование параллельных миров.
Последние круги по парку мы наматывали уже в полной темноте, едва угадывая в чернильной ночи очертания уже знакомых сукотайских храмов. В моей последней сукотайской фотографии - ни грамма постобработки. Зарево над древними храмами - последнее впечатление, которое оставил о себе величественный город.
В отеле немецкие туристы устроили коллективный ужин за длинным столом. К нашему приезду они уже почти дошли до состояния «щас спою!». Кир заказал холодного пива и пообещал, что если что, он сам споет. «Калинку». Отметит, так сказать, праздник Победы заранее. Пришлось во избежание международной напряженности зазвать Кира пить пиво на террасу моего номера – у виллы Кира и Олеси террасы не было.
Блок номеров-домиков с террасами, соединенных общим помостом над прудом с лотосами, располагался в самом дальнем от ресепшн и ресторана углу. Мой домик был крайним, свет горел только около него. Леся заявила, что она бы не решилась жить одна на другом конце отеля, особенно если учесть, что ровнехонько за домиком в отельном заборе есть ничем не закрываемый проход в чисто поле. Я пообещала Лесе крепко закрыть дверь и на известные провокации в виде угуканий и стука в окно не поддаваться. Мы выключили одну из ламп, оставленных заботливой горничной, пересчитали стулья и решили временно экспроприировать недостающее посадочное место с террасы соседнего домика. Тут-то и обнаружилось, что стулья сделаны из целых пней и поднять их сходу непросто. Кир немного погремел воруемым пнём о кафельную плитку террасы, обсудил с нами его вес и уже собрался выпить за удачное завершение очередного дня, как дверь соседнего домика отворилась.
Персонаж европейской внешности с колоритной бородой, облаченный в драные джинсы, не слышал ни одного Кирова «извините, мы не знали, что здесь еще кто-то живет». На классическом английском персонаж сурово выговаривал нам, что воспитанные люди, если хотят что-то взять, сначала спрашивают разрешения. Кир, поняв, что прервать монолог не удастся, извиняться вслух перестал и только кивал головой, старательно делая понимающе-виноватый вид. Мы с Лесей, успевшие напрочь отвыкнуть от любого проявления недоброжелательности в Тае, равно как и от соседей в отелях, только обалдело хлопали глазами. Кир успел таки ввернуть, что стул мы обязательно вернем, бородатый персонаж наконец наговорился и ушел к себе.
Традиционное вечернее обсуждение прошедшего дня под пивко свелось к предложениям, как эффектнее вернуть стул. Кир предложил посидеть подольше, потом притащить стул обратно и непременно сообщить соседу, что пень вернулся к хозяину. А, да, и обязательно поблагодарить за любезность – ведь именно так должны делать в ночи воспитанные люди? По мере убывания пива девчонки, все чаще хихикая, обставляли операцию «стул» коварными подробностями. Намечавшейся вакханалии положил конец Кир – он бесшумно вернул стул на соседнюю террасу, пожелал мне спокойной ночи и утянул Лесю спать.
Я успела залезть в душ, настроить кондиционер и почти было собралась отправиться в объятия Морфея, и тут вспомнила, что на террасе остались пакет с мусором и казённая открывалка. Воспитанные люди не могли себе позволить бросить мусор на всеобщем обозрении, тем более, что утренние шансы обнаружить его рассыпанным по всей террасе благодаря пришлому дворокоту были крайне велики. Пришлось одеться и отправиться спасать мусор и открывалку.
Стоило мне выйти, как на террасе возник сосед. Соседу не повезло, у него за стеной поселили клептоманку. Стырить плохо стоящий пень она уже пыталась, кто его знает, что ей придет в голову в следующий раз? Надобно следить. Вот сосед и следил. Заговорить не пытался. Дружелюбием в темноте не отсвечивал. Я забрала свой мусор, хмыкнула и гордо удалилась.
Уже заперев дверь, вспомнила про казённую открывалку. Заставила себя вернулась на террасу. Сосед нарисовался секунд через десять. «Какого черта ему надо?» - я на всякий случай припрятала открывалку подальше, вдруг сосед сопрет. Если вы услышите, как врачи убеждают, что паранойя не передается воздушно-капельным путем – не верьте им. Нагло врут.
Следующее явление соседа произошло секунд через пять после моего выхода за майкой. Майка сохла на перилах террасы, под террасой в пруду росли лотосы, и мне вдруг пришло в голову, что поднимающийся ветерок может отправить майку в пруд прямиком к лотосам. Сосед уселся на пень с айфоном, я продефилировала с майкой в руках к своему домику двери и как можно убедительнее хлопнула дверью. Хлопнуть дверью – вообще один из главных женских аргументов. Через некоторое время закрылась и соседняя дверь.
Наши с соседом попытки следить друг за другом напрочь отбили весь сон. Я еще немного поворочалась, взяла стакан с ледяным соком и отправилась взирать на лотосы и думать о вечном, забыв о данном Лесе обещании запереть дверь и не отсвечивать у дыры в заборе. Появившийся следом сосед ярким экраном ноутбука в момент испоганил дорожки, мастерски прокладываемые луной по глади пруда между роскошными лотосами. Бородатый террорист явно не простил несанкционированного пользования пнем и вознамерился отравить соседке-клептоманке вечер во что бы то ни стало. Я прикинула, стоит ли сообщить на ресепшн, что в отеле поселился маньяк, допила сок и ушла прятаться от маньяка под одеялом. Спокойной ночи желать не стала, оно маньякам ни к чему. Луна бесцеремонно пялилась в окно и подбивала устроить вредному соседу какую-нибудь пакость, но я ее провокации проигнорировала. Вот запасусь топором, халатом и героем – тогда пожалуйста. А пока – всем спать.
Планируй свой отпуск заранее!
о. Пхукет, Паттайя, Краби, Бангкок, Као-Лак и д.р.
Удобный онлайн поиск и офисы рядом с домом!
Звоните сейчас: (495) 725-1001 или оставьте заявку на сайте www.1001tur.ru
автор молодец!!!
может ты соседу понравилась просто ;-) и не маньяк он вовсе
Ждем продолжения.
и слог, и фото! Восхитительно!