Делиться с другими своими впечателениями об отдыхе;
Общаться и заводить друзей среди туристов;
Обрести популярность в нашем сообществе.
Отвечать на отзывы клиентов и быть более заметным среди целевой аудитории;
Повысить позиции вашей турфимы в поисковых системах;
Внести фирму в базу сайта и получать звонки;
Нидерланды по количеству велосипедистов и велодорожек являются самой велосипедной страной Европы. На велосипедах здесь ездят от мала до велика. В конце июля 2011 г. к отряду нидерландских велосипедистов прибавились еще два человека. Это были мы с женой.
В московской турфирме Парадайз Вояж мы купили 10 дневный велосипедный тур с романтическим названием «Песок и море». Этот маршрут извилистой замкнутой линией проходить по территории Флеволандии, а также Северной и Южной Голландии. Приблизительно в центре этого кольца находится Амстердам. До этого мы ездили только в полностью самостоятельные путешествия или в туры с гидом. На этот раз это был так называемый самоуправляемый тур. Заселившись в наш первый отель на окраине Утрехта, мы отправились осматривать город. Когда вечером мы вернулись назад в отель, то на рецепции нам вручили увесистый запечатанный пакет с инструкцией, ключи от велосипедов и по велосипедной сумке. Все это напомнило какой-то приключенческий сюжет, где главному герою по нескольким, казалось бы, случайным вещам нужно было разобраться с заданием и выполнить миссию. Для большей таинственности на конверте не доставало только сургучных печатей и надписи «Строго секретно». Придя в номер, я распечатал пакет, достал описание маршрута и раскрыл карты. Двухместной кровати явно не хватало, чтобы разложить и половину карт. Как и положено, в подобном сюжете инструкция начиналась туманной фразой «Выйдя из гостиницы, поверните налево. В конце дороги опять поверните налево». Учитывая, что наша гостиница стояла на пустыре, понять, где у гостиницы лево, а где право и в конце какой дороги нужно было опять повернуть налево, было нелегко. Я тупо смотрел в карты и не мог сообразить, куда нам ехать. В этот день мы уже много находились пешком, изрядно устали и нам хотелось спать. Мы решили, что утро вечера мудренее.
День 1. Не знаю было ли наше следующее утро мудренее, но оно точно было более дождливое. Рядом с нами в холле на свой маршрут собиралась немецкая семейная пара. Они стартовали вместе с нами, но ехали по другому маршруту, так что сесть кому то на хвост у нас не получилось. Я поинтересовался прогнозом погоды. Немцы сообщили, что дождь обещают на весь день и всю последующую неделю. Это при том, что дневная температура не будет превышать 15 С. При такой мрачной перспективе наши сборы были особенно долгими и кропотливыми. Наконец мы делаем групповой снимок на фоне нашего первого отеля и вперед.
Нам предстояло ехать на двух «Газелях». Это не те Газели, что у нас в России разъезжают как маршрутные такси, а это такая нидерландская велосипедная фирма, со своими фирменными магазинами и фирменными моделями велосипедов.
Наши велосипеды были чисто городские велики с прямой посадкой, без амортизаторов и сравнительно узкими шинами. Внешне такие велосипеды смахивали на советский велик Украина, на которых мы катались в детстве. Однако на руле Газели располагался переключатель на 7 скоростей. Цепь, а также передняя и задняя звездочка были наглухо закрыты защитным экраном. Заглянув через маленькую щелку, я увидел спереди и сзади только по одной звездочки, но, тем не менее, при переключении скоростей там что-то щелкало и передаточной усилие явно менялось. Если цепь все время оставалась на одной звездочки, то за счет чего происходило переключение скоростей так и осталось для меня загадкой. В местных магазинах наши Газели стоили около 900 евро.
На первый день путешествия организаторами был запланирован самый большой пробег, который равнялся 65 км. Для начала нам это показалось многовато. Во-первых, мы еще как следует не вкатались. Во-вторых, мы пока еще путались с прокладкой маршрута. В этот день мы два раза сбивались с пути, что привело к его удлинению до 82 км. Но самое главное, что мы еще вдоволь не насмотрелись, поэтому мы часто останавливались, чтобы поглазеть то на уютный коттедж, то на живописный канал, а поскольку того и другого здесь великое множество, то наше продвижение шло не быстро. Основная часть маршрута первого дня проходила по лесу. Я не ожидал, что в Нидерландах есть такие хорошие леса. Тут встречались и буковые рощи, и сосновые боры и даже участки засаженные лиственницами. Это была самая лесистая часть нашего маршрута.
Местные леса настолько хороши, что сюда приезжают собирать грибы даже приграничные немцы, хотя грибы собирать здесь запрещено.
В последующие дни проблем с ориентированием у нас уже больше не возникало, хотя в безукоризненной маркировке мы иногда находили некоторые косяки и несуразности. Несколько сложнее было не потерять нитку маршрута в городе. Здесь слишком много перекрестков, чтобы на каждом ставить табличку, да и наши указатели иногда терялись среди многочисленных других дорожных знаках. Однако мы уяснили одно простое правило, если мы въезжаем в небольшой городок, и в нем издалека видна центральная кирка, то маршрут непременно пройдет рядом с ней по центральной площади. Как правило, ратушная площадь бывает заставлена столиками из соседних ресторанов, и велотуристы любят останавливаться на таких площадях, чтобы перекусить или пообедать.
День 2. Утром следующего дня как обычно оставляем свой багаж на рецепции и выезжаем из гостиницы. Наша езда чем-то похожа на игру в казаки-разбойники, когда дети-разбойники убегают и мелом на дороге рисуют стрелки, а дети-казаки ищут разбойников.
Может быть еще больше наше путешествие было похоже на игру в Quest, где ты вначале получаешь задание, согласно которому ты должен пройти все возникающие на пути препятствия, а в конце дня получить приз в виде номера в гостинице с душем и своего багажа под лестницей.
Сегодня основная достопримечательность маршрута - это дамба, которая разделяет бывший морской залив Зёйдер-Зе на две половины. Этот залив в 1932 году был отделен от моря самой протяженной в мире дамбой длиной 32 км. На месте залива образовалось пресноводное озеро Эйсселмер. Наша дамба является дублером своего знаменитого соседа, и она немного короче. Ее длина 25 км. Перед тем как въехать на дамбу проезжаем мимо двух раритетных парусников.
Мы едем по узкой полосе земли, на которой умещается только автомобильная дорога и отделенная от нее холмом велосипедная дорожка. Слева и справа от нас самый большой резервуар пресной воды в Западной Европе. Местные велосипедисты тут не встречаются. Нам попадаются только спортсмены на гоночных великах и туристы с увесистыми баулами. С дамбы как с подводной лодки никуда не сбежишь, от маршрута никак не отклонишься. Никаких особых достопримечательностей здесь нет. Только ветер, вид морской дали и ощущение свободы, но и этого вполне достаточно для счастья. Дамба приводит нас прямо в город Enkhuisen, где расположен наш очередной отель. На рецепции нас уже ждет багаж из двух чемоданов и небольшого рюкзака, которые сюда доставила добрая и невидимая для нас рука. Сегодня мы проехали 63 км при плане в 55 км.
День 3. Мы выезжаем из очередного отеля, держа в руках бумажку с секретным кодом, который начинается примерно так: 40, 52, 8, 16, 19. Это обозначения точек, которые сегодня нужно пройти. Нам предстоит преобразовать этот код в пройденные километры. Освоившись с ориентацией, мы начинаем импровизировать на маршруте. Нам кажется, что проехать вдоль морского берега будет более интересным, чем тащиться через городки, как рекомендует описание. Однако вскоре после того, как мы сворачиваем с планового маршрута, мы упираемся в ремонт дороги и начинаем объезжать его по длинной дуге. Нас заносит в какую-то промзону. Через открытые ворота ангаров я вижу, как рабочие режут металл, сортируют вторсырье и делают другую полезную работу. Если бы не эта картина, то можно было бы подумать, что местное население занимается только тем, что стрижет газоны возле дома, да сидит за кружкой пива в барах. Впредь я стал более доверительно относиться к рекомендованной трассе.
Особенно в этот день запомнился старинный городок Hoorn, на центральной площади которого проходил сырный фестиваль. Мы застали только его подготовку, когда на огромные лотки раскладывали увесистые сырные круги.
В Нидерландах на велосипеде ездят все от мала до велика. Пешком ходят только собаки и те, кто их прогуливает, да и то некоторые умудряются это делать на велосипеде. Всех встречающихся нам велосипедистов можно было разделить на три категории. Самый многочисленный отряд – это местные жители. Их можно узнать по цивильной одежде, незатейливым стареньким велосипедам, по корзинкам на переднем или заднем багажнике. У некоторых женщин руль и корзина украшены искусственными цветами.
Отдельную группу составляют велосипедисты-спортсмены. Обтянутые в яркие майки они катили на гоночных велосипедах без какого-либо груза. Наконец к третьей категории принадлежали велосипедисты-туристы. Их можно было отличить по баулам, навешанным на велосипеды. У некоторых баулы висели сзади, у других и спереди и сзади, а особо запасливые везли за собой еще маленькую тележку. Все туристы были вооружены картами, в которые непрестанно заглядывали. В каждой из этих трех групп существовала своя корпоративная этика. Представители разных групп приветствовали друг друга при встрече, но для этого было вполне достаточно формального и холодного кивка головой. Внутри своей туристической касты мы были предельно вежливыми и радушными. Здесь нужно было не только сказать Hello, но и обязательно улыбнуться и помахать ручкой, а если позволяло время, то задать какой-нибудь простецкий вопрос и получить ни к чему не обязывающий ответ. По велосипедным дорожкам передвигались также мотороллеры. С ними не допускалось никакого общения. Я даже подозреваю, что велосипедисты и мотопедисты испытывали друг к другу скрытую неприязнь. Одни за то, что тут тарахтят и газуют, а другие за то, что путаются всякие под ногами. Однако политкорректность, принятая в Нидерландах, не позволяла высказывать вслух эту взаимную неприязнь.
Проехав в этот день 89 км, останавливаемся на ночёвку в отеле на окраине города Alkmar.
День 4. Наконец, мы выезжаем на берег Северного моря. Характер местности резко меняется. Нас окружают береговые дюны. Парадоксально, но эта береговая полоса оказывается выше основной части Нидерландов. Высота дюн достигает 15-25 м над уровнем моря, тогда как континентальная часть суши располагается на нулевой или даже отрицательной отметке. В некоторых местах дюны поросли кустарником, в других настоящим лесом. Горки следуют одна за другой, и нам впервые приходится активно работать переключателями скоростей.
Этот маршрут вдоль моря пользуется особой популярностью. Недаром в национальной классификации он обозначен как маршрут №1. Здесь на велодорожке все по серьезному. На дорожном полотне пунктиром проведена разметка осевой линии. На крутых поворотах она сливается в сплошную линию с запретом обгона. На примыкающих дорожках стоят знаки «Уступи дорогу», а на нашей полосе начинается стиральная доска, напоминающая, что здесь надо притормозить.
По маршруту встречается большое количество информационных щитов, на которых поясняется, какие виды птиц и растений тут встречаются, какие геологические процессы здесь развиваются, какие здесь применяются технологии очистки воды и выращивания растений. К сожалению, все пояснения приводятся только на нидерландском языке. На английском языке дублируются только правила поведения, о том, что нельзя сорить, нельзя купаться и т.д.
Накрутив 60 км, мы останавливаемся в отеле курортного города Zantvoort. Для жителей Амстердама эта ближайшая точка на морском побережье. Путеводители говорят, что здесь бывает довольно многолюдно, но сейчас с изредка моросящим дождем при сильном ветре и всего 15 С, берег выглядит пустынно.
Только неутомимые кайт-серфингисты отчаянно борются с высокими волнами.
День 5. Переезжаем с одного морского курорта на другой. На этот раз это Scheweningen, который является окраиной Гааги. Однако погода как была некурортно прохладная, так и осталась, но нам это на руку, поскольку погода вполне велосипедная. Ехать не так жарко, а следы от небольшого дождика высыхают на ходу. Переезд небольшой, всего 49 км, но мы дополняем его еще прогулкой по Гааге и окрестностям на 24 км. Весь пригород Гааги застроен богатыми коттеджами. Чем богаче коттедж, тем больше у него территория усадьбы, и тем дальше он отодвинут от входа. При всей открытости нидерландцев эти дорогие дома трудно рассмотреть с дороги. Тем не менее, на мой взгляд, это одно из самых красивых мест в Нидерландах. Со мной согласны иностранные посольства, которые расквартированы здесь в Гааге, а не в Амстердаме. Здесь же располагается одна из резиденций королевы.
Рядом с моим домом в Москве расположен парк Коломенское, в котором я иногда катаюсь. Парк очень хороший, и он мне очень нравиться. Когда смотришь на знаменитую шатровую церковь в Коломенском, на опрятные лужайки, то невольно думаешь: «А вот все-таки мы тоже можем!» Но когда ты видишь, что старинные здания отреставрированы, газоны аккуратно подстрижены, цветники разбиты, а велосипедные дорожки проложены, и все это не в отдельном парке, а сплошь по всей стране, то возникает совсем другое чувство.
День 6. За Гаагой мы резко поворачиваем на юго-восток и уходим с морского побережья вглубь материка. Этот уголок показался мне наименее интересным на маршруте. Огромные площади здесь покрывают теплицы, где выращивают помидоры, огурцы и другие овощи. Я еще могу на какое-то время примириться с однообразием засаженных зеленых полей, но однообразие застекленных теплиц – это уже выше моих сил. Теперь наш маршрут будет с изгибами идти вдоль реки Маас. Впрочем, понять, где у них тут Маас, где Рейн, а где Ваал очень сложно. Все реки здесь переплелись многочисленными протоками и каналами, которые имеют свои собственные названия, так что разобраться в этом хитросплетении новому человеку очень трудно. Время от времени наш маршрут утыкается в очередную протоку, которую надо пересекать на пароме. Один паром был совсем маленький. Всего на 12 человек и видимо был сделан исключительно для велотуристов.
Самый нейтральный объект в Нидерландах – это человек, едущий на велосипеде. На него не обращают никакого внимания ни цапли, стоящие буквально в полутора метрах от дороги и высматривающие свою добычу, ни красноголовые дикие курочки, снующие по обочине дороги, ни даже ястреб-тетеревятник, усевшийся неподалеку от дороги. Но стоит вам на мгновение остановиться, как цапля отлетает прочь, курочки прячутся в кустах ежевики, а ястреб взмывает в небо. Однако остановившийся велосипедист тут же начинает привлекать внимание местных жителей, и даже если Вы остановились просто пофотать, то Вам все равно начинают предлагать помощь в поиске дороги.
Преодолев 67 км, мы добираемся до нашего очередного отеля в Роттердаме.
После опрятных деревень Роттердам выглядит вызывающе грязным. Во время нашей пешей прогулки по Роттердаму натыкаемся на новенькую православную церковь, у входа в которую висит табличка на русском языке.
День 7. Как известно одним из символов Нидерландов являются ветряные мельницы. Они здесь встречаются повсюду. Особенно были хороши сельские мельницы, стоящие на оживленных туристических маршрутах. Часто такие мельницы используются как дома, в которых живут местные крестьяне. В этом случае перед мельницей разбит палисадник с цветами и небольшой огородик. У входа стоит авто, а хозяева приторговывают местными сувенирами. Поначалу мы останавливались возле каждой новой мельницы, позировали и фотались, но постепенно мы пресытились. Однако когда мы попали в местечко под городом Киндердэйк, где на небольшом участке сосредоточено целых 19 мельниц, то тут наш фотоаппарат защелкал с новой силой. Мельницы выстроились в ряд наизготовку, как батарея фронтовой артиллерии.
Этот музей под открытым небом находится под покровительством ЮНЕСКО. Перед мельницами установлены информационные щиты, где имеются пояснения не только на нидерландском, но и на английском языке. Здесь я впервые узнаю, что эти мельницы совсем не мельницы, а скорее водокачки, которые посроены для того, чтобы откачивать воду из низменных осушенных участков, которые здесь называются полдерами.
По законам физики вода течет от более высокой точки к более низкой. Все так, но только не в Нидерландах. Здесь вода от самого низкого полдера (осушенная территория), который может быть расположен на 4 метра ниже уровня моря, по дренажным трубам сливается в отводные канавы. Оттуда она откачивается в каналы расположенные выше, оттуда перекачивается в еще более высокорасположенные каналы, и так до тех пор, пока вода не достигнет необходимого уровня, чтобы ее можно было слить в море или реку.
Сегодня нашим конечным пунктом является старинный город Dordrecht. Во всех справочниках этот город называют маленькой копией Амстердама, но только без его толчеи и высотных зданий. Действительно город очень милый, в нем нет толп туристов и местных бездельников. Он располагает к спокойствию и созерцанию. С учетом местных разъездом сегодня мы прокатили 78 км.
День 8. Сегодня у нас предпоследний ходовой день маршрута. Чтобы потешить себя на последок решаем оторваться по полной программе. По плану маршрут до следующего отеля в городе Gorinchem занимает 63 км. К середине дня мы уже заселяемся в отель и отправляемся докатывать свой километраж. Доезжаем до города Leerdam и под вечер общий дневной пробег уже вплотную подходить к 100 км.
Наш дополнительный маршрут был выбран вдоль канала. Как показывал предыдущий опыт это самый привлекательный путь. Канал отделен от полей высокой дамбой, по которой и проходит дорога. С высоты дамбы с одной стороны хорошо виден сам канал, с идущими или пришвартовавшимися судами, а с другой стороны как на ладони видны усадьбы выходящие лицом на дорогу-дамбу. Дома расположены ниже дамбы, и мы едем на уровне крыш близь лежащих домов. Отсюда особенно удобно наблюдать за неторопливой жизнью местного населения. Вот во двор дома привезли машину песка. Хозяин дома на мини экскаваторе грузит песок в ручную тачку, чтобы везти песок на предназначенное место. Вот на лужайке стоит своеобразная газонокосилка. Это металлическая клетка без дна и на колесах. В ней сидят три кролика и тщательно стригут траву. Через некоторое время газонокосилку передвигают на новое место.
У нидерландцев своя культура. Мало того что территория вокруг дома должна быть опрятной и по возможности привлекательной, но в это пространство, открытое для внешнего взгляда, входит и внутреннее помещение дома. На окнах обязательно стоят цветы и декоративные старинные вещи. Через окна, на которых нет ни штор, ни занавесок хорошо виден внутренний интерьер комнат. Зачастую видно как хозяин сидит за столом за чашкой кофе и утренней газетой. Правда все это характерно для деревень и маленьких городков. В больших городах окна уже занавешивают.
День 9. Во время утренней подготовки разговорились с соседями туристами из Германии. Они едут по очень известному маршруту, который начинается в г. Базель (Швейцария). Маршрут проходит через всю Германию и заканчивается здесь в Нидерландах. Маршрут протяженный и наши новые знакомые одолели его с перерывами на работу за четыре года. Как и у нас у них сегодня последний ходовой день. Его мы делаем на расслабоне, почти не удлиняя маршрут. В итоге получается 56 км.
Когда человек покупает коттедж в сельской местности, то он мечтает, чтобы его дом находился на берегу реки, озера или какого-либо водоема. В России таких счастливых обладателей береговой линии не так много. Для Нидерландов это совсем не проблема. Если вы приобрели дом в деревне, то вполне вероятно, что он находится на берегу моря, если не на море, то, наверное, он стоит на берегу реки, если не на реке, то уж точно на берегу канала. В самом худшем случае около дома все равно будет хоть какая-нибудь канава с ряской и кувшинками и собственными дикими утками. Обычно голландская деревня это улица, вытянувшаяся вдоль узкой дороги, к которой дома выходят палисадниками, засаженными цветами. За домом находится небольшая лужайка, которая заканчивается спуском к каналу с собственной пристанью. Перед домом стоит автомобиль, а на заднем дворе на пристани стоит собственный катер.
По прибытию в гостиницу сдаем наши велики и отправляемся гулять по городу. Возвращаясь назад, мы обнаружили их уже под седлом. Они уже получили своих новых хозяев. Для нас путешествие подошло к концу, а им завтра придется опять выходить на маршрут.
День последний. Выселяемся из отеля, добираемся до аэропорта Схипол и оставляем наши чемоданы в автоматической камере хранения. Здесь имеются ячейки разного размера в зависимости от объема вашего багажа. Совсем негабарит можно сдать вручную. Мы умещаемся в большую ячейку за 8 евро в сутки. Наш самолет вылетает вечером, и теперь налегке мы можем отправиться в Амстердам. Без посещения Амстердама мое впечатление о Нидерландах было бы неполным, но еще более усеченным оно было бы, если бы наоборот мое знакомство со страной ограничилось бы только столицей. Мы отметились в самых знаковых местах города. Толкаемся в толпе на центральной площади Дам, проходим мимо кофешопов, из которых доносится запах марихуаны, заглядываем в витрины квартала красных фонарей. Мы случайно натыкаемся на блошиный рынок, на котором продается очень специфический товар, но еще более винтажными выглядят многие посетители и продавцы рынка. Мы умудрились даже найти нужную нам безделушку и сторговать ее с 1 евро до 50 центов. Толпа народа нам надоедает, и мы уходим в парк, где также как и везде в Нидерландах рядом с человеком плавают утки и разгуливают цапли. Повсюду на лужайке сидят и лежат люди. Газон пока еще выдерживает эту толпу, но все же в некоторых местах начинает отступать. На траве тут и там видны подпалины от барбикюшниц. С радостью замечаем велосипедную разметку и обозначение очередного велосипедного маршрута №20.
В итоге за 9 дней путешествия мы накатали 668 км. За весь маршрут мы не видели ни одного представителя турфирмы, но кто-то невидимый все-таки сопровождал нас и незаметно от нас каждый раз доставлял наш багаж в очередную гостиницу, после чего также незаметно исчезал. За время путешествия мы так близко почувствовали себя к природе, что нам не верилось в то, что Нидерланды – это самая густонаселенная страна Европы. Совершая очередное путешествие, я невольно обдумываю план на следующую свою поездку. Так было и на этот раз. Теперь я уже точно знаю, куда я поеду в следующий раз, но куда конкретно - это мой маленький секрет.
Для меня лично это просто верх мечтаний - совмещение велосипедной прогулки да еще и по новым неизведанным местностям...Здорово! Я Вам завидую белой завистью))