Делиться с другими своими впечателениями об отдыхе;
Общаться и заводить друзей среди туристов;
Обрести популярность в нашем сообществе.
Отвечать на отзывы клиентов и быть более заметным среди целевой аудитории;
Повысить позиции вашей турфимы в поисковых системах;
Внести фирму в базу сайта и получать звонки;
Предисловие.
На Мальту я собиралась целых 3 года. Сначала случайно наткнулась на рассказ SAVLa ( http://www.otzyv.ru/read.php?id=77806 ) и «заболела» Мальтой. Но сразу поехать не получилось – то у друзей с отпуском проблемы, то семейные обстоятельства… За это время на Мальту съездила уже моя «путеводная звезда» Талюша ( http://nat-ka.livejournal.com/tag/Мальта ), появились прекрасные фоторепортажи других пользователей. Я все больше убеждалась, что мне туда надо!
И вот, наконец, этой осенью все сложилось. Ездили вдвоем с подругой, наши мужчины «забастовали», сказали, что такого темпа, с которым мы носимся по городам, они не выдержат. Сначала хотели организовать все самостоятельно, но потом прикинули, что прямой перелет компанией AirMalta и выбранный отель Diplomat на booking.com стоят не намного дешевле, чем полный пакет (перелет, трансфер, проживание в том же отеле, страховка) от ТО ICS Travel Group. К тому же лень было самостоятельно оформлять визы. Поэтому оплатили все более чем за месяц (в офисе на Добрынинской) и получили в качестве бонуса бесплатные билеты на круиз на кораблике вокруг Большой Гавани и экскурсию в Мдину. А пока спокойно занялись разработкой программы пребывания. Поездка планировалась в основном экскурсионной с возможностью еще и покупаться в море, поплавать с трубкой-маской. Отдельное спасибо Светлане, редактору газеты "Моя Мальта", которая терпеливо отвечала на все мои вопросы по Мальте.
В этом рассказе попробую свести воедино все, что «нарыла» в интернете в процессе подготовки и свои впечатления о Мальте, где были, что видели, как передвигались по Мальте.
Перелет.
Летели компанией AirMalta туда и обратно ночью, зато день прилета и день отлета целиком не терялись. Туда летели из Шереметьево, прилетали в Домодедово. В Шереметьево бутылочку с водой 0.5 литра пропустили в салон без проблем, а вот на обратном пути в аэропорту Мальты отобрали. Я так опешила, что не сообразила тут же ее и выпить. Было обидно, тем более, что впервые столкнулись с тем, что на борту выпить было практически нечего. По дороге туда довольно быстро стали разносить еду (ни конфеток, ни напитков перед этим не предложили). В комплект ужина входила упаковка какого-то напитка (в пластиковых стаканчиках, как у нас сметану пакуют на 150 г, не сразу поняли, что это, думали йогурт). А потом наливали по выбору чай-кофе в мизерные чашечки по 100 г. И все! А по дороге обратно – сразу разнесли еду, напитка вообще не было, а чай-кофе пришлось ждать очень долго, практически когда все уже все съели насухую. Пить хотелось ужасно! Только перед самой посадкой стюард прошелся по салону и тем, кто не спал, наливал из бутылки воды в маленькие пластиковые стаканчики. По дороге туда рейс задержали на 20 минут, по дороге обратно – почти на час, но прилетели вовремя. Нигде особых очередей не было, быстро получили багаж.
В аэропорту Мальты представитель ICS встречала туристов со списком и сортировала по автобусам зависимости от отеля. Также всем раздала конверты с картой Мальты, книжечкой – списком экскурсий и ваучером на уже оплаченные экскурсии. До отеля довезли на мини-бусике. В первый же день, после заселения в отель, встретились с представителем принимающей стороны Татьяной. Она вручила бесплатные билетики на круиз вокруг Большой Гавани, сказала, когда состоится экскурсия в Мдину, показала на карте и рассказала где что находится, подсказала ближайшие продуктовые магазины, где какие ресторанчики и торговые центры. Дополнительных экскурсий не навязывала. Объяснила, как будут забирать в аэропорт на обратном пути. Произвела очень приятное впечатление. Поэтому работу ТО оцениваем на пятерку с минусом – привезли, увезли, все, что обещали, выполнили, претензий никаких нет. Минус – за работу девушки в офисе на Добрынинской: полнейшее равнодушие к клиенту, «хотите покупайте пакет как есть, не хотите – не покупайте», никакого желания пошевелить лишний раз пальцем, отвечать на уточняющие вопросы (чувствовали себя надоедливой мухой). Другая, которая принимала потом документы на визу, была намного радушнее, хотя, казалось бы, теперь-то, когда деньги все «уплочены», чего любезничать… Но это все мелочи, проехали…
Транспорт.
Автобусы.
По Мальте передвигались на автобусах. В прошлом году на острове произошла автобусная реформа и старые желтые (серые на Гозо) автобусики канули в лету. Один такой раритетный экземпляр углядели вечером на автобусной станции в Мдине-Рабате.
Теперь по всей Мальте гоняют с ветерком зеленые автобусы фирмы ARRIVA.
http://www.arriva.com.mt/home?l=1
Все маршруты автобусов тут
http://www.arriva.com.mt/routes-locality
Расписания всех маршрутов тут
http://www.arriva.com.mt/bus-timetable-library
Как доехать до разных достопримечательностей – тут
http://www.arriva.com.mt/places-of-interests?l=1
Автобусное движение организовано очень хорошо.
Почти все автобусные маршруты по Мальте начинаются с автобусной станции в Валетте у фонтана Тритонов. Поскольку ездили много, фонтан видели и в дождь, и в солнце, и ночью…
Автобусная станция представляет собой несколько остановочных пунктов с большими номерами. Это не номер маршрута, как мы было подумали сначала, а именно номер остановки, от которой отправляются автобусы нескольких маршрутов. На каждой такой остановке указаны номера автобусов, маршруты следования (маршруты показаны на карте), расписание каждого маршрута, время следования до конечной станции. Наверху еще установлено двухстрочное электронное табло, на котором высвечиваются номера ближайших автобусов, которые прибудут на эту остановку, конечная остановка и время прибытия, или через сколько минут приедет.
Все автобусные остановки во всех городах выглядят одинаково. Верхняя строчка – BUS STOP, вторая – название города, третья – название остановки. Далее указанные номера маршрутов всех автобусов, которые проходят через эту остановку. А еще ниже – расписание движения всех этих маршрутов. Некоторые остановки, даже в самых маленьких городках, оборудованы еще и электронным табло, на котором, также как и на автобусных станциях, высвечивается какой автобус и через сколько минут прибудет на эту остановку. В специальной будке на автобусной станции можно взять бесплатно карту Мальты и Гозо с указанными на ней маршрутами автобусов, а также книжечки с расписанием движения каждого маршрута.
Автобусы разные - маленькие, одинарные и двойные гармошкой. Все оборудованы кондиционерами. В двойных-гармошкой кондиционеры послабее, особенно когда народу набьется много, может быть душновато. А вот в одинарных – мощные, сперва после жары на улице входишь – «Ух, хорошо!». А потом по мере движения можно и замерзнуть! Очень большая разница температур, некоторые даже простужаются. Поэтому не зря многие берут с собой ветровки. Ветровки спасут и от внезапного дождя. Однажды возвращались из Марсашлокка, сели в автобус – и как хлынул дождь, резко после яркого солнца набежала туча, и начался прямо-таки тропический дождь стеной. Ну, думаем, попали – а у нас ни зонта с собой, ни ветровок. Но пока полчаса ехали до Валетты – дождь также внезапно кончился, и Валетта встретила нас ярким солнышком, только мокрый асфальт напоминал о прошедшем ливне.
Прямо за кабиной водителя во многих автобусах три откидных сиденья. Это место предназначено для колясок. Если входит мамочка с коляской, то даже если места заняты – уступают, коляску располагают вдоль двух сложенных сидений, чтобы не загромождать проход, на третье мамочка садится. Все вертикальные стойки оборудованы кнопками, на них нужно нажать, если собираетесь выйти на данной остановке. Некоторые мальтийцы нажмут кнопочку и не поднимаются с места, пока автобус не остановится, только тогда начинают пробираться к выходу, водитель терпеливо ждет.
Вообще, если никто на кнопку не нажал, а на остановке никто рукой не махнул, то водитель на данной остановке не останавливается – значит люди на остановке ждут другой маршрут. Стоя на остановке, смотрите на номер маршрута, если ваш – голосуйте рукой, тогда автобус остановится. При таком подходе удивительно, что расписание движения выполняется практически с точностью до минуты!
В автобусе около кабины водителя – электронное табло, на котором на двух языках (мальтийском и английском) в режиме бегущей строки высвечивается номер маршрута, куда идет (конечная станция) и название следующей остановки. Не очень удобно, что не указывается город. Так, например, когда ехали в сады св. Антонио, знали, что они находятся в городе Attard, а на какой остановке выходить пришлось спрашивать у водителя, т.к. в расписании указан город, а в реальности там несколько остановок в черте города.
Все служащие компании ARRIVA ходят в одинаковой форме. Довольно часто на маршруте билеты проверяют контролеры. Водители и служащие на автобусных станциях всегда подскажут, как куда доехать. Так, например, мы ездили из Слимы в Мосту посмотреть церковь Успения Богородицы. Автобус №202 по карте маршрутов проходит мимо Мосты, но остановки с таким названием в списке остановок данного маршрута не нашли. При посадке спросили водителя, он подсказал, что нужно доехать до остановки Technopark, а там пересесть на другой автобус, а этот сворачивает налево на окраине города, не заезжая в центр.
Автобусы носятся по узким, забитым припаркованными машинами, улочкам весьма лихо, аж дух захватывает. Улицы во многих местах оборудованы зеркалами для лучшего обзора поворотов. Удивляешься мастерству водителей, особенно двойных автобусов-гармошек, которые умудряются разъезжаться со встречным транспортом в таких условиях! Однажды автобус-гармошка на полном ходу – бабах! – задел хвостом припаркованную машину. Ну, думаем, все, приехали, «поезд дальше не идет, просьба освободить вагоны». Ан, нет, водитель остановился, вышел, через пару минут возвращается, и поехали дальше! Видимо у них в этих случаях хорошо страховые компании работают.
Паром.
На Гозо ходит паром. Расписание тут - http://www.gozochannel.com
На автобусе (из Слимы автобус №222, из Валетты – №37, 41,42) нужно доехать до Чиркеввы (Cirkewwa Ferry), автобус приходит прямо к терминалу, у которого швартуется паром. Туда проезд бесплатный, пассажиры заходят на борт через грузовую палубу с машинами. Обратно нужно купить билет (4.65е) в кассе терминала, пройти через турникет и подняться на второй этаж – вход прямо на пассажирскую палубу. Паромы ходят раз в час, расписание автобусов подогнано к прибытию парома и на Мальте, и на Гозо. На Гозо от причала Imgarr Port до столицы Гозо Виктории ходят автобусы №301, 303. А уже из Виктории с автобусного терминала маршруты автобусов расходятся по всему острову.
Экскурсионные автобусы Hop on Hop Off.
По Мальте и по Гозо курсируют двухэтажные туристические автобусы. Стоимость проезда на день 15е. Пользоваться ими стандартно: садишься в автобус, доезжаешь до любой намеченной к осмотру достопримечательности, выходишь, гуляешь там сколько хочешь, садишься на любой другой подъехавший автобус, едешь к следующей и т.д. Есть аудиогид на русском. Мы не ездили, но видели.
Подробности тут – http://www.mydestination.com/malta/things-to-do/11341/malta-and-gozo-sightseeing-hop-on-hop-off
Прогулочные кораблики.
От пристани в Слиме Sliema Ferry отходят множество разных корабликов по различным маршрутам. На набережной работают зазывалы, все расскажут, подарят буклетик, можно поторговаться и снизить цену.
В круиз по Большой гавани вокруг Валетты и городов Сенглея-Исла, Витториоза-Биргу, Коспикуа-Бормла, Калкара ездили на кораблике Captain Morgan - бесплатные билеты выдала принимающая сторона. Билеты на круиз можно купить прямо на причале (16е).
Можно также доехать на кораблике на Комино, отправление в 10 утра, туда кораблик идет 1час.15 минут, дается 4 часа свободного времени покупаться в Голубой Лагуне, на обратном пути кораблик объезжает все заливчики и гроты на Комино и возвращается в Слиму к 5 вечера. Стоимость 20е с человека.
Однако есть другой вариант. Доехать на 222 автобусе до Чиркеввы, там прямо на пристани встречают зазывалы, продают билетики на кораблики за 10е (говорят, что можно поторговаться и уехать за 8е). Кораблики отходят каждый час с 9.10 до 16.30, обратно с 9.30 до 18.00. На обратном пути кораблик также объезжает все заливчики и гротики. Время в пути туда – 10 минут, обратно – минут 20-30. Этот способ и дешевле, и меньше вероятность, что укачает, и время в Голубой Лагуне можно планировать самим.
Еще есть круизы вокруг всей Мальты на целый день. Подробнее о всех круизах и расписание тут http://www.captainmorgan.com.mt/cruises
Из Слимы в Валетту также ходит водное такси (2е), время в пути минут 10. Им можно воспользоваться, если цель поездки непосредственно Валетта. Однако нужно иметь в виду, что от причала в Валетте придется идти в довольно крутую горку до пересечения с главной улицей Республики. Если же вы собираетесь куда-то еще ехать, то лучше до Валетты доехать на автобусе и пересесть на другой на автобусной станции у фонтана Тритонов, не нужно будет ходить вверх-вниз по Валетте.
Машинки.
Машину напрокат не брали, поэтому здесь посоветовать ничего не могу. Общее впечатление – к левостороннему движению привыкать, лично для нас, было сложно. Каждый раз приходилось «напрягать мозг», чтобы сообразить, на какой стороне улицы нужная автобусная остановка. Улицы узкие, все заставлены припаркованными машинами, да еще крутые подъемы-спуски… Очень много старых машин.
Весьма распространены смартики. Они используются и как личный транспорт, и как служебный. На таких, например, возят туристов по Валетте:
Вообще мальтийцы предпочитают малогабаритные машины даже в качестве такси.
Очень понравились пешеходные переходы. Если они около светофора, то обязательно с кнопочкой – нажал, почти сразу загорается зеленый свет для пешехода. А если светофора нет, то по обеим сторонам дороги установлены прожектора, направленные на переход – чтобы в темное время суток переходящий дорогу человек был хорошо виден водителю.
Еда.
Завтракали в отеле, днем перекусывали в уличных кафе. Порция пиццы и бокал пива в кафе на входе в Валетту (9.40е на двоих):
Особенный восторг вызвала пицца в привокзальной палатке в Виктории (Гозо) – воздушное тесто, свежайшие овощи и колбаска всего за 1.2е кусок. Никакого сравнения с пиццой «навынос», которую нам в течение 40 минут готовили в ресторане в СентДжулиансе! И тесто жесткое, и овощей с гулькин нос… Так что статус заведения – не показатель.
Ужинали в разных местах. Несколько раз – в ближайшем к отелю спорт-баре Serfside (если стоять спиной к отелю, то метров 50 направо на набережной). Там за 14.90 евро можно взять «комплексный ужин» - горячее, картофель фри, салат и 12 литра красного или белого вина! В качестве горячего – свиные ребрышки (7шт.), порционный кролик, кальмары, королевские креветки. Порции большие, мы иногда брали одну на двоих, получался ужин с вином на 7.50. Выглядело это так - порция ребрышек и порция кролика, разделенная на двоих:
Еще очень понравился ресторан L'aroma, рекомендованный Талюшей. Горячее здесь подают отдельно, картошку фри или запеченный картофель по-выбору отдельно, а салаты накладываешь себе сам сколько хочешь из салат-бара. Вино можно заказать бутылку, а можно просто бокал – 2е. Очень понравилась тут ножка ягненка.
Однажды поужинали в Рабате в ресторане Bottegin Palazzo Lara - традиционный мальтийский кролик с вином за 12е с носа. Ресторан расположен в старинном Palazzo, есть внутренний дворик, зал «только для членов клуба». Вечерами здесь собираются местные жители, бурно что-то обсуждают.
Еще ужинали в ресторане фитнесс-центра с бассейном на набережной в Сент Джулиансе с видом на красиво освещенную церковь.
Пару раз отоваривались в супермаркете Tower – местное вино от 1е за бутылку. Рекламируемые на экскурсии в Мдину мальтийские ликеры (из кактуса, гранатов и т.д.) продаются здесь дешевле всего – 7.46е за бутылку (в Мдине такая же – 11.50е, а аэропорту в duty free – 9е).
С овощами-фруктами на Мальте, как нам показалось, не ахти – в магазинах и на редких уличных грузовичках ассортимент скудный и дорого. В Мелихе в магазинчике покупали персики, сливы для перекуса на пляже – продаются поштучно, 6 персиков и 6 слив обошлись нам в 7е!
Из намеченных дома «зрелищных» мероприятий попали только на одно – феста в Виктории (Гозо). По календарю событий на Мальте был еще Морской фестиваль в Сенглее (Исла) 14-16 сентября. Но когда мы были в Исле 14 сентября после обеда, никаких следов чего-то необычного не обнаружили. Еще хотели попасть на театрализованное представление в форте Св. Эльма в Валетте 23 сентября. Но когда пришли к воротам форта, они оказались закрытыми. Кроме нас там еще толклись еще несколько туристов, в основном русские, тоже жаждущие попасть на представление. Как сказали местные жители – не успели подготовиться, «приходите в следующее воскресенье». Театрализованное представление на тему жизни мальтийский рыцарей в период Великой осады 1565 года проводится с сентября по июль, в августе перерыв.
Вот на первое представление в новом сезоне мы и не попали. Раз уж на рыцарей не удалось посмотреть, решили съездить на фесту в Заббаре. И тут облом – приехали туда вечером, а нам говорят, что феста неделю назад была! Вернулись назад на том же автобусе, что и приехали, водитель очень сокрушался нашей неудаче…
В следующих частях – где были, что видели и как доехать из Слимы.
я будучи весной в малайзии тоже не могла привыкнуть к левостороннему движению